13 августа 1974 Валентин Глушко стал руководителем НПО «Энергия»
Космический архив

13 августа 1974 Валентин Глушко стал руководителем НПО «Энергия»

13 августа 2025 года, 05:00

54 года назад в истории Научно-производственного объединения «Энергия» началась новая страница — ее директором и генеральным конструктором назначили легендарного Валентин Глушко. Именно он стал отцом «лебединой песни» советской космонавтики — комплекса «Энергия» — «Буран». На его идеях отечественная космонавтика отчасти развивается до сих пор.

Регалии Валентина Петровича Глушко можно перечислять долго. Академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда и даже член ЦК КПСС. Но прежде всего он известен как заложивший основы отечественного жидкостного ракетного двигателестроения и главный конструктор советских космических систем.

«Заболевание» Глушко космосом случилось, когда ему было всего 12 лет — все началось с романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Затем последовали книги по астрономии и даже многолетняя переписка с Константином Циолковским, которому молодой Валя обещал «посвятить всю жизнь великому делу межпланетных сообщений». И оказался не из тех, кто бросает слова на ветер.

Валентин Петрович прошел чрезвычайно долгий путь — от Газодинамической лаборатории, где он работал под началом Николая Тихомирова, до ОКБ-456 (ныне — НПО Энергомаш). Он стал одним из ведущих конструкторов, которые приложили руку к запуску первого искусственного спутника (именно за это он получил первую Ленинскую премию). А в 1974 году Глушко возглавил НПО «Энергия», генеральным конструктором которого он оставался до конца жизни.

Первым непростым решением Глушко на этом посту стало сворачивание работ над ракетой Н-1, которая стала «ахиллесовой пятой» советской лунной программы. Не распыляя более сил на опередивший свое время носитель, Научно-производственное объединение занялось совершенствованием космических кораблей «Союз» и «Прогресс», орбитальных станций «Салют» и комплекса «Мир».

Но флагманским проектом ведомства Глушко стало создание многоразовой транспортно-космической системы «Энергия» — «Буран». Работы начались в том же 1974 году, а уже в 1988 состоялся ее первый полет. Он оказался и последним — катастрофа развала Советского Союза, словно танковыми гусеницами, проехалась по большинству разработок. В «лихие 90-е» такие амбициозные и дорогие проекты, как «Буран», стали не нужны.

Но главный конструктор этого не увидел — он скончался в 1989 году, еще на волне триумфа. Он почти успел довести до конца разработку нового космического корабля «Заря», предназначенного для замены «Союзов» (который, ко всему прочему, должен был стать многоразовым), а также орбитальной станции «Мир-2». Несмотря на то, что многое из советского наследия было утеряно безвозвратно, сегодня российская космонавтика во многом развивается по тому магистральному пути, который наметил Валентин Петрович Глушко.

О том, почему излишне футуристическая Н-1 «не взлетела», рассказал эксперт в области ракетно-космической техники Игорь Афанасьев.