«Лексс» — недооцененная научно-фантастическая классика
В 1997-2002 годах выходил канадско-немецкий телесериал «Лексс», который сейчас мало кто вспомнит. В нем четверо беглецов угоняют живой корабль, способный уничтожать планеты, и пускаются в странствия по двум вселенным — Светлой и Темной Зоне. Их зовут Стэн, Зев, Кай и 790, и у каждого из них своя причина держаться подальше от цивилизации. Они странные, опасные, порочные и не особенно героические, но именно им достается Лексс — насекомое-гигант, ставшее самым разрушительным оружием во Вселенной. Разбираемся, за что зрители любят и помнят самую противоречивую научную фантастику рубежа веков.
Сериал родом из конца 90-х, но даже на фоне своей эпохи он выглядел дерзко. Пространства, в которых происходит действие, не поддаются привычной логике: здесь органические технологии сосуществуют с живыми мертвецами, а космические диктаторы поклоняются Божественной Тени, которая порабощает души. Наверное, так мог бы выглядеть сериал «Звездный путь», если бы его сняли «Монти Пайтон» и авторы игры Warhammer 40,000. С последней «Лексс» роднит до мелочей продуманный жестокий мир.
Это мрачная сатира, упакованная в оболочку космооперы и эротической комедии. И это не преувеличение: сериал лучше не смотреть с детьми, чтобы они не повзрослели слишком рано. Каждый сезон меняет стиль и тональность: от театрального гротеска до почти философской притчи. И это не случайный выбор. Двое из трех авторов сценария пришли из театра, и потому второй сезон больше напоминает телеспектакль. Даже спецэффекты, над которыми работали пятнадцать месяцев, здесь часть языка мира, где все может быть живым — в том числе корабль. Он, кстати, разумен и разговаривает. И боится пауков и паутины, хотя сам уничтожает планеты и питается их остатками.
Герои «Лексса» не внушают доверия, но наблюдать за ними смешно, интересно, а порой даже противно. Стэн — трусливый охранник, который случайно становится капитаном корабля, Зев — бывшая рабыня с ДНК ящера, Кай — мертвец, утративший эмоции, а 790 — отрубленная голова робота, безумно влюбленная в хозяйку. Их путь не похож на приключения положительных героев. Это скорее череда эпизодов, в которых каждый борется не за общее благо, а за выживание, чувство или просто еду. Но именно в этой аморальной честности и высмеивании людских пороков главное обаяние сериала.
Саундтрек, созданный Марти Саймоном, смешивает электронную музыку с этническими мотивами и звучит столь же странно, как и все происходящее на экране. Визуальный ряд местами напоминает театр теней, местами — рекламу органической косметики из будущего. В отдельных сериях до 70% кадров создавались при помощи компьютерной графики. Для того времени это была очень сложная и кропотливая работа, но сейчас спецэффекты покажутся морально устаревшими. Взрывы снимали на макетах, а диалоги писали так, будто их играют на сцене. Все это делает сериал неровным и хаотичным, но очень запоминающимся.
Сравнивая ленту с другими проектами, критики часто упоминают «На краю Вселенной» и «Красный карлик». Однако они отмечают, что «Лексс» — еще более странный, вульгарный и местами даже пугающе честный. Он издевается над фантастикой как жанром и высмеивает все подряд. Например, в сюжете фигурирует маленькая, но гордая планета Картошка-Хо, которая пародирует провинциальную Америку.
Если вы любите продуманные Вселенные, гротеск, черный юмор и не против аморальных персонажей, вам сериал понравится. А если вы предпочитаете светлые и добрые истории с порядочными героями, от просмотра лучше воздержаться.
Несмотря на все сюжетные странности, «Лексс» до сих пор вспоминают с уважением. На IMDb у него 7,3, на Кинопоиске — 7,8, а зрительский рейтинг Rotten Tomatoes достигает 90%. Его включают в списки недооцененных фантастических шоу и цитируют как пример того, как далеко сценаристы могут зайти, если перестают следовать правилам.