Из Тайбэя в Хьюстон за 2,5 часа: США и Тайвань хотят наладить суборбитальные перевозки
США и Тайвань изучают возможность строительства совместного космодрома, который позволит совершать сверхбыстрые суборбитальные перелеты между континентами. Если проект будет реализован, время в пути между Тайбэем и Хьюстоном сократится с нынешних 14,5 часа до рекордных 2,5 часа. Об этом рассказали в Американском институте на Тайване (AIT), выполняющем функции дипломатической миссии Соединенных Штатов.
«Хьюстонский аэропорт Эллингтон уже получил лицензию на использование в качестве космодрома <…> Возможное сотрудничество с космодромом ожидает дальнейшей оценки и обсуждения <…> Потенциальное сотрудничество изначально может быть сосредоточено на беспилотных грузовых перевозках, а по мере развития технологии в будущем можно было бы рассмотреть и пилотируемые полеты», — говорится в сообщении AIT.
Во вторник, 22 июля, Национальный совет Тайваня по науке и технологиям (NSTC) заявил, что сохраняет оптимизм в отношении продолжения сотрудничества с США в космической сфере. При этом отмечается, что «конкретные планы по космическому транспорту все еще находятся в стадии оценки». Министерство иностранных дел Тайваня заявило, что не располагает подробной информацией, но «будет поддерживать межведомственные обсуждения по мере необходимости».
Суборбитальным считается полет корабля по баллистической траектории со скоростью меньше первой космической, либо между второй и первой космической. В таком случае корабль не выходит на околоземную орбиту. Как правило, полет проходит на высоте не выше общепринятой «границы космоса» в 100 км (так называемой «линии Кармана»). Такие компании, как Blue Origin и Virgin Galactic, регулярно отправляют космических туристов в короткие суборбитальные полеты, которые обычно длятся от 10 до 90 минут.
Специалисты по всему миру обсуждают возможность использования суборбитальных полетов для быстрого перемещения грузов и людей на дальние расстояния — так же, как сейчас это делают самолеты. Однако одна из главных проблем для перевозок пассажиров таким способом — сильные перегрузки, из-за чего неподготовленный человек не может совершить подобное путешествие.
Объявление AIT было сделано на фоне активизации действий Вашингтона по налаживанию коммерческих космических перевозок под руководством Федерального управления гражданской авиации (FAA). Основная цель сейчас — создание глобальной стандартизированной сети космодромов для запусков и посадок ракет и кораблей. Ключевым игроком стал Хьюстон — крупнейший город штата Техас. Там создан специальный аэрокосмический промышленный парк вокруг аэропорта Эллингтон — одного из 20 сертифицированных FAA космодромов по всей стране.
В то же время на Тайване пока нет подобных площадок, которые прошли сертификацию. В первоначальном сообщении AIT, опубликованном 21 июля, в качестве потенциального космодрома упоминался Цзюпэн на юге Тайваня, но в более поздней версии материала эта информация была удалена.
Ранее в этом году NSTC определила Цзюпэн как перспективную площадку для строительства своего первого официального центра для запуска ракет-носителей. На месте уже ведутся строительные работы и проводится экологическая экспертиза. Ожидается, что строительство космодрома будет завершено к 2031 году. Изначально он сможет поддерживать только взлет, но позже планируется расширить его функционал, чтобы космические и суборбитальные корабли могли осуществлять посадку.
Ранее в этом месяце тайваньская компания TiSpace отправила в первый испытательный полет 12-метровый прототип ракеты-носителя. Тест завершился аварией примерно через минуту после старта: носитель начал неконтролируемо вращаться и полет пришлось досрочно прервать.