Прорыв в 3D-печати: двигатель для модернизированной «Ангары» прошел огневые испытания
Мощный ракетный двигатель РД191МР успешно прошел серию огневых испытаний, об этом сообщили в НПО Энергомаш. Его компоненты изготовлены с применением технологий 3D-печати. Успешные тесты открывают путь к массовому внедрению аддитивных технологий в российское ракетное двигателестроение.
Жидкостный ракетный двигатель РД-191МР во время прошедших испытаний отработал на 100% режиме тяги, подтвердив надежность компонентов, включая агрегаты системы подачи топлива, огневые агрегаты, агрегаты автоматики и регулирования и узлы общей сборки, изготовленные методом 3D-печати. Тесты также подтвердили работоспособность двигателя в целом.
Это достижение стало результатом совместной работы предприятий интегрированной структуры ракетного двигателестроения и ряда организаций Роскосмоса. Успешные испытания знаменуют начало масштабного внедрения аддитивных технологий как в двигатели НПО Энергомаш, так и в продукцию других предприятий отрасли.
Двигатель РД191МР способен развивать тягу в 200 тонн. Это один из вариантов РД-191М – модифицированной версии однокамерного жидкостного двигателя РД-191 на керосине и жидком кислороде для семейства российских ракет-носителей «Ангара». Усовершенствованная версия отличается увеличенным уровнем тяги и предназначена для носителя тяжелого класса «Ангара-А5М». В марте сообщалось о завершении доводочных испытаний установки.
«Ангара» — семейство новых российских ракет-носителей модульного типа от легкого класса до тяжелого. Самой значимой считается тяжелая «Ангара-А5», первый старт которой с космодрома Восточный состоялся 11 апреля 2024 года. До этого ракеты семейства запускали с космодрома Плесецк в Архангельской области. Стартовая масса «Ангары-А5» без головной части составляет 761 т, а высота без головной части — 32,8 м. Ракета сможет выводить около 24,5 тонны на низкую околоземную орбиту высотой 200 км. Ее улучшенная версия – «Ангара-А5М» – будет обладать повышенной грузоподъемностью и сможет доставлять на низкую околоземную орбиту до 27 т полезной нагрузки.
Аддитивные технологии предполагают создание трехмерных объектов методом послойного добавления материала с помощью 3D-принтера. Таким образом, из мелкодисперсного металлического порошка получаются сложные конструкции, которые невозможно изготовить традиционными методами. Это существенно сокращает сроки производства и уменьшает количество отходов. В случае ракетных двигателей такая технология особенно важна, поскольку многие компоненты имеют крайне сложную конструкцию и требуют высочайшей точности изготовления.
Фото НПО Энергомаш