Сколько стоит аренда Байконура и как туда попасть: ответы на самые часто задаваемые вопросы
Карточки

Сколько стоит аренда Байконура и как туда попасть: ответы на самые часто задаваемые вопросы

3 июня 2025 года
IAuthor avatarДарина Житова
19

В преддверии юбилея Байконура мы попросили читателей прислать в редакцию свои вопросы про легендарный космодром. Ответить на них Pro Космосу помогли космический журналист Игорь Маринин, который больше 50 раз бывал на Байконуре, и фотограф Роскосмоса Иван Тимошенко, который родился и вырос там. Читайте в карточках, какая судьба ждет космодром в будущем, можно ли попасть туда на экскурсию и в каких условиях живет технический персонал.

Содержание
1Почему именно в этом месте построили космодром?2Сколько стоило строительство Байконура и оборудования в пересчете на современные деньги? 3Как так получилось, что Байконур стал не российским космодромом?4Где, кроме Байконура, строили посадочные полосы для «Бурана»? 5Как попасть на Байконур?6Если проезжать мимо Байконура на автомобиле, можно ли посетить космодром в туристических целях?7Сколько сейчас Россия платит за аренду Байконура?8Казахстан вкладывается в Байконур? Или все обеспечение его работоспособности целиком на плечах России? 9Есть ли на Байконуре иностранное оборудование? 10Сколько пусковых площадок на Байконуре? 11Какие окислители используются сейчас? 12В каких условиях проживает технический персонал по обслуживанию и запуску космических систем?13Жители Байконура ощущают себя частью русского или казахстанского культурного пространства?14Сколько еще времени будет работать космодром?15Когда Байконур передадут Казахстану? 16Правда ли, что после окончания работы МКС Байконур закроют?17Байконур станет музеем? 18Каковы перспективы Байконура после окончания пилотируемых пусков?19Будет ли производиться демонтаж оборудования после окончания использования космодрома? Или оно будет передано Казахстану?
1

Почему именно в этом месте построили космодром?

Место неподалеку от железнодорожного разъезда Тюратам выбрала в конце 1954 году специальная комиссия Министерства обороны. Ее возглавлял генерал Василий Вознюк. В комиссию входили не только военные, но и создатели космической техники, в том числе Сергей Королёв и Владимир Бармин.

На решение повлияли несколько удачных обстоятельств. Во-первых, полупустынная местность почти не была населена и не использовалась для сельского хозяйства. Во-вторых, рядом располагались железная и автомобильная дороги, а также река Сырдарья. Можно было использовать местные материалы для строительства — песок и щебень. Можно было разместить поля падения отработавших ступеней в безлюдных местах и построить пункты управления баллистическими ракетами по трассе полета. Подробнее об этом читайте в материале Игоря Маринина.

2

Сколько стоило строительство Байконура и оборудования в пересчете на современные деньги?

Официальные данные о стоимости строительства Байконура не публиковали нигде. И не только из-за секретности — на протяжении всех 70 лет Байконур перестраивался, развивался и совершенствовался, а стоимость работ не указывали. Поэтому общая сумма затрат на строительства неизвестна. Однако можно примерно оценить затраты благодаря данным об инфляции и стоимости аналогичных проектов. Например, на строительство космодрома Восточный уже было выделено около 180 миллиардов рублей.

3

Как так получилось, что Байконур стал не российским космодромом?

После распада СССР космодром оказался на территории независимого Казахстана. Все, что в этот момент находилось на его территории, в том числе и летавший в космос «Буран», стало собственностью Казахстана. В 1994 году Россия и Казахстан заключили договор: Россия получает Байконур в аренду и ежегодно платит за это $115 млн. В 2004 году соглашение продлили до 2050 года. Поэтому Байконур юридически не является российским.

4

Где, кроме Байконура, строили посадочные полосы для «Бурана»?

Для посадки «Бурана» специально построили три аэродрома. Главный из них — это «Юбилейный» на Байконуре. Два запасных расположены в поселке Хороль Приморского края и в Симферополе. Кроме того, для возможных посадок корабля при внештатной ситуации были построены или модернизированы взлетно-посадочные полосы примерно на 14 других аэродромах СССР, а также на Кубе и в Ливии.

5

Как попасть на Байконур?

Байконур — режимный объект. Попасть туда можно только официально, через турфирмы, аккредитованные в Роскосмосе и казахстанском Госкосмосе. Казахстанско-российское совместное предприятие «Байтерек» сотрудничает с туристическими компаниями и организует экскурсионные туры по Байконуру. Самостоятельно без разрешения в город и на территорию космодрома въехать нельзя.

6

Если проезжать мимо Байконура на автомобиле, можно ли посетить космодром в туристических целях?

Такая возможность ограничена. Космодром Байконур — закрытая территория, попасть туда можно только по специальному пропуску и в сопровождении экскурсовода. Теоретически, можно приехать в город Байконур по пропуску, заказанному жителем Байконура или местной туристической фирмой, остановиться там в гостинице и попытаться записаться на экскурсию от аккредитованной турфирмы прямо на месте. Но лучше спланировать такую поездку заранее — так вы точно попадете на космодром, а заодно сэкономите время и деньги. Туры на Байконур проводят не каждый день.

7

Сколько сейчас Россия платит за аренду Байконура?

Россия ежегодно платит Казахстану около $115 млн за аренду Байконура. Эта цифра зафиксирована в международном договоре.

8

Казахстан вкладывается в Байконур? Или все обеспечение его работоспособности целиком на плечах России?

Байконур — совместный проект: основную часть расходов на аренду и эксплуатацию несет Россия. Наша страна платит $115 млн в год за аренду и отдельно финансирует обслуживание. Казахстан тоже участвует — например, казахстанская сторона предоставила государственный кредит в размере около $223 млн для строительства совместного стартового комплекса «Байтерек» и вкладывает средства в его инфраструктуру.

9

Есть ли на Байконуре иностранное оборудование?

Почти все оборудование Байконура советской и российской разработки. Стартовые комплексы, технические корпуса, системы управления и прочая инфраструктура создавались отечественной промышленностью. Зарубежные технологии при строительстве Байконура не применялись.

10

Сколько пусковых площадок на Байконуре?

Число стартовых комплексов для ракет-носителей различного типа варьировалось в зависимости от нужд космической программы. Их количество доходило до 15. В настоящее время на космодроме в рабочем состоянии находятся стартовые комплексы для ракет-носителей «Союз-2» (площадка 31) и «Протон-М» (площадки 81 и 500).

11

Какие окислители используются сейчас?

В текущих запусках из Байконура для ракет «Союз» используется жидкий кислород. Ракеты «Протон» применяли тетраоксид азота.

12

В каких условиях проживает технический персонал по обслуживанию и запуску космических систем?

Персонал Байконура и их семьи обеспечены служебным жильем в городе Байконур. Несмотря на удаленность от других населенных пунктов, он обладает хорошо развитой инфраструктурой. Сейчас там проживает около 57 тысяч человек. По служебному найму сотрудникам предоставляются квартиры, в том числе многокомнатные. Для них организовано горячее питание на предприятиях. Между городом и пусковыми комплексами ходит транспорт — специальные поезда (мотовозы) и служебные автобусы. Таким образом, условия жизни технического персонала весьма комфортные и мало отличаются от условий жизни других горожан. В городе есть много магазинов, рестораны и кафе, спортивный комплекс с бассейном, баня, рынок, средние школы, филиал Московского авиационного института.

По словам главы российской администрации Байконура Константина Бусыгина, в городе безопасно и спокойно, а местные жители — русские и казахи — привыкли доверять друг другу. Они отпускают детей гулять допоздна. По вечерам, когда спадает жара, люди выходят на улицу, похожую на московский Арбат, чтобы пообщаться с соседями. Гости Байконура говорят, что уклад городской жизни напоминает СССР.

На территории города есть гостиницы. В них останавливаются туристы и сотрудники, которых посылают в командировку.

13

Жители Байконура ощущают себя частью русского или казахстанского культурного пространства?

Это зависит от гражданства каждого жителя, а также его мироощущения. Ответить за всех нельзя, однако мы обратились с этим вопросом к фотографу Ивану Тимошенко, который родился и вырос на Байконуре. Он сказал следующее: «Детям, рожденным на Байконуре, родители могут выбрать российское или казахстанское гражданство на свое усмотрение. Разумеется, обычно выбирают то же, что и у родителей.

Город существует как будто между Россией и Казахстаном. Разделение есть даже на уровне инфраструктуры: есть русские и казахстанские школы, две полиции, глава администрации назначается президентами двух стран. В городе можно пользоваться двумя валютами — как рублями, так и тенге. Многие знают и русский, и казахский язык. В городе отмечают национальные праздники двух стран, но день отдыха зависит от организации, в которой работает сотрудник. Мы с удовольствием едим национальную кухню.

Когда ты живешь в подобном месте с детства, ты все принимаешь как должное. Например, что в школу ходят дети разных национальностей — русские, белорусы, украинцы, казахи и корейцы. Еще везде слышна речь на другом языке, ведь на Байконур приезжают тысячи туристов со всех уголков земли. 

Я считаю себя частью русского культурного пространства, но с любовью отношусь к казахской культуре. Язык не выучил, но каких-то необходимых слов, конечно, нахватался».

14

Сколько еще времени будет работать космодром?

Байконур будет работать еще долго — как минимум до 2050 года. После полного перевода российских космических пусков на космодром Восточный на Байконуре продолжат запускать ракету-носитель «Союз-5». Делать это будут со стартового комплекса на 45-й площадке по российско-казахстанскому проекту «Байтерек».

15

Когда Байконур передадут Казахстану?

Никаких сроков передачи Байконура не объявлялось. По контракту Россия арендует его до 2050 года, и официально о досрочном прекращении аренды не сообщалось. Казахстан подчеркивает, что досрочное расторжение договора не обсуждается. После окончания аренды Байконура в 2050 году его дальнейшая судьба будет решаться переговорами. Тогда же определится окончательная дата ухода России с его территории.

16

Правда ли, что после окончания работы МКС Байконур закроют?

Нет. По утвержденным в прошлом году планам с 2028 по 2030 годы с Байконура будут запускаться ракеты-носители «Союз 2-1Б» с грузовыми кораблями «Прогресс РОС» для обеспечения строящейся Российской орбитальной станции. С декабря 2025 года на космодроме начнутся запуски ракеты «Союз-5» по программе «Байтерек», которые могут проводить вплоть до 2050 года.

17

Байконур станет музеем?

Нет, весь космодром в музей не превратят. Однако правительственная комиссия России и Казахстана согласовала вывод из аренды исторической «гагаринской» стартовой площадки №1 на Байконуре, где будет создан музей ракетно-космической техники. Кроме того, останется и музейный комплекс на второй площадке и, возможно, музей в городе. Остальная часть космодрома продолжит работать в штатном режиме. О том, какие музеи уже действуют на территории Байконура, читайте в колонке Игоря Афанасьева.

18

Каковы перспективы Байконура после окончания пилотируемых пусков?

К 2030 году на космодроме закончат использовать все произведенные ракеты-носители «Протон-М», завершат программы МКС и прекратят пуски грузовых кораблей «Прогресс РОС». После этого на Байконуре останется работоспособным только стартовый комплекс на 45 площадке, который будут использовать для запусков «Союз-5».

19

Будет ли производиться демонтаж оборудования после окончания использования космодрома? Или оно будет передано Казахстану?

Все оборудование, которое находилось на территории космодрома на момент 1 января 1992 года, принадлежит Казахстану. Все, что поставлено Россией после заключения договоры аренды в 1994 году, принадлежит России. Демонтажем и вывозом обычно занимается российская сторона по мере необходимости. При этом объекты, которые не использует Россия, постепенно выводят из аренды. Например, навигационный измерительный комплекс «Вега», построенный для программы «Энергия — Буран», снесли силами и средствами Казахстана.