Космическая недвижимость: кому принадлежат планеты и астероиды
Мнения

Космическая недвижимость: кому принадлежат планеты и астероиды

20 марта 2025 года, 10:20

Запуск и последующая авария зонда Odin американской компании AstroForge, предназначенного для изучения астероидов, пригодных для разработки полезных ископаемых, напомнили о юридической стороне добычи космических ресурсов. На сегодня единственным национальным правовым актом, регулирующим коммерческое использование космических объектов, является американский закон о космосе от 2015 года. Об этом документе и о том, почему коммерческое освоение космоса, скорее всего, пойдет по «законам» Дикого Запада — в нашем материале.

Присвоение государствами космических объектов запрещено

Действующее международное законодательство говорит о том, что космос как «пространство, простирающееся за условными границами атмосферы на высоте 100 км», изъят не может являться частью какого-либо государства. Это следует из «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (Договора о космосе) стран ООН, подписанного 27 января 1967 года и вступившего в силу 10 октября того же года. По состоянию на март 2024 года участниками Договора о космос являются 115 стран, включая все основные космические державы. Еще 22 страны подписали документ, но не завершили ратификацию.

Кроме того, 13 октября 2020 года США инициировали «Соглашения Артемиды» — международный договор между правительствами различных стран. Этот документ включает в себя необязательный набор принципов, которые должны помочь участникам программы Artemis исследовать и использовать Луну, Марс, кометы и астероиды в мирных целях.

В разделе 10 «Соглашений Артемиды» отмечается, что добыча космических ресурсов не является национальным присвоением по смыслу статьи II Договора о космосе. Подчёркивается, что контракты и правовые документы по космическим ресурсам должны соответствовать ооновскому Договору.

Частникам можно

Между тем в ноябре 2015 года в США был принят закон о космосе (2015 Space Act), открывающий двери бизнесу для получения прибыли во внеземном пространстве.

Американский закон предоставляет частным лицам и компаниям, а не правительству США, право «владеть, распоряжаться, перевозить, использовать и продавать» астероидный или другой космический ресурс, полученный при коммерческой добыче.

Астероидный ресурс определяется как «космический ресурс, обнаруженный на одном астероиде или внутри него». Закон определяет космический ресурс как «абиотическое вещество, находящееся в открытом космическом пространстве». Абиотическое (неорганическое) — это все, что не является живым.

Таким образом, земля (участки планет и небесных тел), как неживое вещество, попадает под определение космического ресурса. Вода и минералы в американском законе напрямую указаны как космические ресурсы.

Права собственности на космическую недвижимость не закреплены законом

Американский закон о космосе предусматривает, что гражданин США, занимающийся коммерческой добычей космического ресурса, имеет право на любой полученный продукт, включая «владение, распоряжение, транспортировку, использование и продажу».

Термин «коммерческая добыча» в законе не определен, что оставляет открытыми различные интерпретации.

Включает ли коммерческая добыча только добычу ресурса или также право собственности на землю (участки поверхности планет или других небесных тел)? Нынешняя редакция закона о космосе на этот вопрос не отвечает.

В американском законе не определен и термин «полученные космические ресурсы».

Космос, как Дикий Запад

Если возникнет спор о толковании формулировок и терминов американского закона о космосе, согласно этому законодательному акту, суд должен будет «исполнить намерение Конгресса». Суд будет руководствоваться формулировкой закона и, если она окажется неоднозначной, использовать историю принятия закона и другие источники для выяснения смысла терминов. При толковании терминов суд «опирается на их общепринятое значение, включая собственное понимание, словари и другие достоверные источники».

По мнению экспертов, вместо того, чтобы ждать судебного толкования положений закона о космосе, Конгресс США мог бы внести поправки, добавив расшифровку термина «коммерческое получение». Если Конгресс хочет ограничить право собственности только добытыми космическими ресурсами, он должен указать на это.

Однако, законодатели могут столкнуться с противодействием сторонников безусловной частной собственности на все космические ресурсы, включая поверхность небесных тел и их недра. Несомненно, к таким сторонникам приоритета частных интересов относится Дональд Трамп и его администрация.

Иными словами, права на космическую собственность будут, скорее всего, подтверждаться, как на Диком Западе в XIX веке: кто первым застолбил участок, тот и его владелец. Соответственно, если, к примеру, компании SpaceX удастся отправить людей на Марс и создать там долговременное поселение, она и будет владеть участком марсианской поверхности под ним. Де-факто собственником такой космической недвижимости станет Илон Маск.

Эксперты считают, что для большей ясности законодателям следует определить, что подразумевается под «получением» космического ресурса. Без этого закон будет подвергаться различным толкованиям. Однако компании, участвующие в космической деятельности, скорее всего, предпочтут отсутствие ясности, чтобы извлечь выгоду из «серой зоны». Они скорее извинятся за неправильное толкование закона, чем будут ждать разрешения властей владеть чем-то в космосе.