Европа предложила технологию тормозного «паруса» для сведения спутников с орбиты
Группа европейских компаний проведет испытания технологии надувного аэродинамического тормоза в космосе к 2028 году. Система, получившая название SWIFT (Spacecraft With Inflatable Termination), позволит быстро сводить с орбиты спутники после завершения их эксплуатации. Финансирование на разработку и реализацию проекта выделило Европейское космическое агентство (ЕКА).
О заключении соответствующего контракта на €3 млн объявил португальский стартап Spaceo, который возглавляет консорциум. Французская компания SpaceLocker займется интеграцией устройства (его иногда называют «парусом», хотя оно решает обратную задачу, и не разгоняет, а тормозит) на основной космический аппарат, который предоставит голландская GomSpace. Нидерландская SolidFlow будет отвечать за разработку газогенератора, необходимого для надувания «паруса».
В сложенном положении тормоз небольшой — площадью 20 кв. см, но в развернутом положении система в разы увеличивается в размерах и занимает площадь около 1,5 кв. м, что позволит увеличить аэродинамическое сопротивление аппарата в верхних слоях атмосферы и ускорить сход отработавших спутников с орбиты. Устройство сможет интегрироваться в небольшой спутник-кубсат габаритами 20 x 20 x 30 см и массой до 20 кг. В перспективе его можно будет модернизировать для применения на более крупных аппаратах весом до 200 кг. По истечении срока эксплуатации он выпустит «парус» и начнет постепенно опускаться в плотные слои атмосферы.
По словам гендиректора Spaceo Жуана Лурейро, увеличенное сопротивление позволит стремительно снижать высоту спутника — с 500 до 400 км менее чем за год, в то время как весь сход с орбиты займет 14-16 месяцев. Без SWIFT такому кубсату потребовалось бы около 10 лет, чтобы сгореть в атмосфере естественным образом.
Большинство спутников для снижения высоты при сходе с орбиты используют бортовую двигательную установку. Однако для этого нужно, чтобы аппарат работал в штатном режиме до конца своей эксплуатации и имел запас топлива. В то же время, по словам Лурейро, SWIFT может использоваться, даже если спутник выйдет из строя или будет работать с перебоями.
Правда, непонятно, как долго будет продолжаться процесс схода с орбиты — аэродинамическое тормозное устройство типа «парус» эффективно работает только при строгой ориентации полотнища против вектора скорости (чего наверняка не будет в случае отказа системы управления спутником).
Подобную систему также разработала американская компания Vestigo Aerospace. Аппарат Sphinx с аэродинамическим тормозным «парусом» Spinnaker был одной из 74 полезных нагрузок, запущенных 15 марта с помощью ракеты-носителя Falcon 9 в рамках полета Transporter-13. В отличие от надувающегося SWIFT, система Vestigo разворачивается в космосе с помощью направляющих «стрел».
По словам представителя Vestigo Бена Спенсера, телеметрия подтвердила, что космический аппарат, построенный на платформе Corvus Micro от Astro Digital, работает штатно на низкой околоземной орбите высотой около 500 км. Начать тестирование технологии планируется во второй половине апреля, после чего экспериментальный спутник сгорит в плотных слоях атмосферы через 16 дней.