SpaceX получила лицензию на восьмой полет Starship
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдало лицензию на восьмой тестовый полет корабля Starship. Согласно последним данным, запуск состоится глубокой ночью 4 марта, но не исключено, что все еще поменяется — SpaceX уже несколько раз меняла дату, и стартовое окно позволяет делать это вплоть до 6-го числа. Но примечательно другое — в новой лицензии впервые появилась строчка про «орбитальный полет» — иными словами, если восьмые летные испытания пройдут успешно, то SpaceX может попытаться вывести Starship на орбиту уже при следующем пуске.
Изначально ожидалось, что SpaceX отправит Starship/Super Heavy — самую мощную космическую ракетную систему в истории — в восьмой по счету полет 26 февраля. Однако затем Илон Маск в соцсети X объявил, что запуск состоится 28 февраля в 23:30 UTC (1 марта в 2:30 мск). Второй перенос состоялся буквально на днях — представители SpaceX сообщили, что очередные летные испытания были отложены на двое суток. Теперь полет запланирован на 4 марта (время осталось прежним), как и в прошлые разы, он состоится с площадки космодрома Starbase в Южном Техасе.
Причина отсрочки не раскрывается. Тем не менее наблюдатели предполагают, что она может носить технический характер: инженеры компании долго пытались установить на ускоритель Super Heavy (Booster 15) секцию горячего разделения ступеней. Именно этим объясняется еще и то, почему специалисты до сих пор не выполнили одну из главных операций перед стартом — стыковку двух ступеней.
Так или иначе, бюрократические нюансы, на которые раньше уходило больше всего времени, уже разрешены — накануне FAA выдало лицензию на восьмой полет Starship. Если компания не успеет провести запуск 4 марта, то у нее будет еще две возможности — стартовое окно продлится до 6 марта. При этом впервые в разрешении регулятора появилась строчка про «орбитальный полет» — речь идет о будущих запусках «Старшипов». Эксперты не исключают, что в рамках девятого старта корабль попробует в первый раз выйти на околоземную орбиту.
Что же касается предстоящего, восьмого полета, то в ходе него Starship, как и в предыдущие разы, полетит по суборбитальной траектории. В SpaceX ожидают, что кораблю удастся выполнить задачи, которые не были достигнуты в IFT-7: тогда стальной «Звездолет» не смог выпустить с борта макеты спутников Starlink и пережить вход в атмосферу Земли — из-за утечки топлива он разрушился в небе, распавшись на обломки.
В этот раз компания попытается повторить попытку. Только на борту Starship будет уже не 10, а всего четыре макета спутников, по размеру схожих с аппаратами нового поколения V3. Имитаторы после выпуска полетят по той же суборбитальной траектории, что и Starship, и, как ожидается, сгорят при входе в атмосферу. Также планируется повторный запуск одного двигателя Raptor в космосе.
Кроме того, «Старшип» начинают постепенно готовить к возможному «спасению» для повторного использования: в некоторых местах с корабля были сняты защитные плитки для тестирования наиболее уязвимых зон. По бокам установлены неструктурные версии точек захвата Starship (как и ускоритель, его планируют ловить с помощью механических рук башни «Мехазилла») для проверки их тепловых характеристик. В плотные слои атмосферы корабль будет входить под определенным углом, чтобы нагрузить структурные части задних закрылков в точке максимального динамического сопротивления.
Что же касается Super Heavy, то ему вновь предстоит вновь совершить посадку на стартовую башню. В предыдущий раз ускоритель, в отличие от корабля, отработал в штатном режиме: после отделения от второй ступени он вернулся на место запуска и был благополучно захвачен «руками» башни «Мехазилла». Специально для восьмого полета первую ступень оснастили модернизированной авионикой — более мощным бортовым компьютером и интегрированными интеллектуальными батареями.