NASA выдало Blue Origin начальную сертификацию для ракеты New Glenn
Запуски

NASA выдало Blue Origin начальную сертификацию для ракеты New Glenn

18 февраля 2025 года, 13:56

Ракета-носитель New Glenn компании Джеффа Безоса Blue Origin получила сертификацию первой категории от NASA. Это позволяет предприятию выйти на новый уровень и проводить более значимые орбитальные полеты, включая запуск двух марсианских зондов ESCAPADE в интересах американского агентства, запланированный на весну 2025 года.

Получение сертификации NASA первой категории является ключевым шагом при разработке ракеты-носителя. Это означает, что агентство убедилось в надежности средства выведения и может доверить ему запуски «с высоким уровнем риска» — то есть доставлять на орбиту космические аппараты класса D, которые относятся к менее приоритетным проектам, имеют низкую или среднюю сложность. Чаще всего такие зонды предназначены для научных исследований.

В частности, документ позволяет Blue Origin провести запуск в рамках проекта NASA ESCAPADE (Escape and Plasma Acceleration and Dynamics Explorers). Он включает в себя два идентичных зонда — Blue («Голубой») и Gold («Золотой»), основной задачей которых станет изучение того, как солнечный ветер взаимодействует с магнитной средой Марса и какое влияние оказывает на выход атмосферы планеты. 

Ожидалось, что New Glenn выведет аппараты во время своего дебютного запуска в январе. Однако от этих планов пришлось отказаться. Старт зондов перенесли на весну 2025 года из-за проблем с бюджетом, графиком работ и техническими трудностями, связанными с ракетой-носителем.

New Glenn отправилась в дебютный полет со стартовой площадки базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде 16 января. На ее борту находился демонстрационный аппарат Blue Ring Pathfinder. Первая ступень успешно отделилась и направилась к морской платформе Jacklyn в Атлантическом океане. Однако после входа в атмосферу Земли связь с ней была потеряна.

Вторая же ступень вышла на среднюю околоземную орбиту. Как и было задумано, в течение всего полета полезная нагрузка оставалась прикрепленной к ней. По предварительным данным, причиной потери ускорителя была проблема с двигательной установкой.

Как сообщил на прошлой неделе исполнительный директор Blue Origin Дэйв Лимп, компания продолжает изучать причины неудачи при посадке первой ступени и планирует осуществить второй запуск носителя в конце весны. Он не уточнил, будут ли в этот раз выведены аппараты ESCAPADE или другая полезная нагрузка.