В России проектируют двигатели для многоразовой сверхлегкой ракеты
Тяга многоразовых ракетных двигателей, которые будут установлены на новейшей российской ракете сверхлегкого класса, составит 3–4 тонны-силы. Их созданием занимаются специалисты «ОДК-Кузнецов» — в настоящее время ведется эскизное проектирование. Предполагается, что двигатели смогут включаться несколько раз во время каждого полета, рассказал генеральный конструктор предприятия Павел Чупин.
По словам Чупина, самарское предприятие «ОДК-Кузнецов» (входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», которое принадлежит Ростеху), выполняет весь цикл по разработке и производству ракетных двигателей. Среди новых проектов — создание таковых для первой и второй ступени новой сверхлегкой ракеты-носителя. Эти двигатели будут работать на кислородно-керосиновом топливе, а их тяга в различных условиях составит 3-4 тс.
Особенность двигателей заключается в том, что они будут многоразовыми — они смогут выполнять сразу несколько включений во время каждого полета. В этом им поможет технология, при которой топливная смесь воспламеняется либо многоразовыми пиротехническими средствами, либо же электрической системой зажигания. Как подчеркнул генконструктор «ОДК-Кузнецов», именно это и отличает их разработку от традиционных решений, использующих одноразовые пиросредства.
Управление вектором тяги будет осуществляться за счет электроприводов, добавил Чупин. По его словам, с помощью последних можно будет менять положение сопла двигателя относительно оси ракеты. Это, в свою очередь, позволит корректировать траекторию полета носителя. Между тем тяга двигателей может изменяться в широком диапазоне — по сигналам, которые отправляются системой управления ракеты.
Все это предоставит массу возможностей для маневрирования и многоразового использования. «Предполагается, что многоразовые российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю. Эти работы выполняются в интересах коммерческого заказчика», — резюмировал Чупин.
В июне стало известно, что первых российских двигателей для сверхлегких ракет займется входящая в структуру Ростеха Объединенная двигателестроительная корпорация. В 2024 году планировалось начать опытно-конструкторские работы, общая сумма проекта оценивалась в 2,7 млрд рублей. Тогда же отмечалось, что разработкой четырех модификаций двигателей займутся в конструкторском бюро «ОДК-Кузнецов». Эти двигатели смогут выводить на околоземную орбиту до 250 кг полезной нагрузки.
Ранее глава Роскосмоса Юрий Борисов сообщил, что новая российская ракета сверхлегкого класса создается в ЦНИИмаше. Старт этому проекту был дан Фондом перспективных исследований, но большие надежды на носитель возлагает Минобороны РФ — основной заказчик Роскосмоса. По словам Борисова, испытания экспериментальных ступеней ракеты прошли успешно.