«Мы потеряли хватку»: успешный полет Starship вызвал беспокойство в Европе
На прошлой неделе в Милане завершился 75-й Международный астронавтический конгресс. Для многих его участников самой важной новостью стало вовсе не то, что происходило в рамках мероприятия. Куда более обсуждаемым событием стал пятый испытательный полет Starship, произошедший более чем в 9000 километрах от места проведения конгресса. Успешный запуск системы всерьез взволновал Европу, которая последние годы всеми силами стремится выйти из пускового кризиса.
Пятый тестовый полет самой мощной космической ракетной системы в истории Starship/Super Heavy состоялся 13 октября, за день до церемонии открытия астронавтического конгресса. В ходе этого запуска ускоритель Super Heavy впервые смог вернуться обратно на стартовую площадку — его захватили роботизированные «руки» башни обслуживания «Мехазилла». Между тем корабль Starship приводнился в Индийский океан в обозначенной области. Долгожданное видео того, как это происходило, недавно появилось в соцсетях.
Таким образом SpaceX удалось выполнить все поставленные перед IFT-5 задачи, что стало важным шагом на пути к разработке лунной версии Starship HLS. Одним из главных требований к новой посадочной системе является возможность быстрого повторного использования. В этом смысле «ловля» ускорителя с помощью «Мехазиллы» приближает SpaceX к созданию Starship HLS, что не может не радовать NASA, ведь именно для его программы «Артемида» и предназначен лунный «Старшип».
Предполагается, что Starship HLS задействуют в экспедиции Artemis III, старт которой намечен на сентябрь 2026 года. Как подчеркнул на полях конгресса глава NASA Билл Нельсон, работа над лунной версией Starship идет по графику, и успешный запуск 13 октября «базовой» системы — тому подтверждение. «Это в конечном итоге определит сроки высадки [экипажа] Artemis III на Луну. Судя по испытаниям [13 октября], все было на высоте», — сказал Нельсон.
Примечательно, что сама SpaceX не участвовала в Международном астронавтическом конгрессе: у нее не было ни стенда в выставочном зале, ни крупных презентаций. Однако пятый полет Starship все равно стал главной темой обсуждения: для одних игроков отрасли он продемонстрировал возможности SpaceX, а для некоторых — указал на их собственное отставание.
В частности, как обратили внимание наблюдатели, успех Илона Маска приветствовали компании, которые планируют использовать Starship в своих интересах: от запуска на низкую околоземную орбиту крупных полезных грузов, таких как коммерческие космические станции, до полетов на Луну.
С меньшим энтузиазмом достижения SpaceX отметили европейские игроки, поскольку тема пускового кризиса на континенте по-прежнему не решена. В июле свой первый успешный полет совершила ракета Ariane 6, а носитель Vega-C пока еще не вернулся к запускам после аварии — его ожидают в начале декабря. Ситуация вызывает беспокойство у местных компаний, например, у немецкого стартапа Rocket Factory Augsburg (RFA), чья первая ракета RFA ONE была потеряна в результате аварии при статических огневых испытаниях.
«Поздравляем SpaceX, какой невероятный инженерный подвиг! Марс, вот и мы. В то же время у медали есть и вторая сторона: она показывает и подтверждает, что Европа полностью потеряла хватку. Сможет ли она наверстать упущенное? Ни за что. По крайней мере, не при том раскладе, который есть сейчас», — посетовали в RFA. Немецкая компания призвала европейские правительства увеличить объем инвестиции в отрасль, создать заказы на новые ракеты-носители, сформировать структуру, которая способствовала бы «небюрократичной, быстрой и рискованной разработке».
Генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер признался, что «восхищен» запуском Starship с инженерной точки зрения. Европа не сможет конкурировать со SpaceX в этом плане, но она могла бы воспользоваться преимуществами масштабных изменений в космической экономике, которые обеспечивает Starship. «Вы можете себе представить, что если Starship будет часто выводить в космос по 100 тонн грузов, это изменит все в космосе, то, как все устроено и как используется пространство», — полагает Ашбахер.
Не менее пристально за успехами SpaceX следят и в Индии. Там отметили, что запуски Starship, равно как и повторное использование первых ступеней ракеты Falcon 9, дали понять, что важным критерием для будущих носителей станет именно многоразовость. Глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Шридхара Паникер Соманатх отметил, что правительство страны недавно одобрило разработку частично многоразовой ракеты-носителя NGLV. «Я думаю, все вы понимаете, что многократное использование является обязательным для пусковых установок», — заявил он.
Помимо ракеты нового поколения, индийское правительство также одобрило еще три крупных проекта: по доставке лунного грунта на Землю, отправке зонда к Венере и строительству собственной космической станции. Подробнее читайте в нашей статье.