Американский секретный космоплан выполнит рискованные маневры в атмосфере
На орбите

Американский секретный космоплан выполнит рискованные маневры в атмосфере

16 октября 2024 года, 09:27

Американский военный космоплан X-37B, который находится на высокоэллиптической орбите с 28 декабря 2023 года, готовится выполнить серию маневров по изменению высоты орбиты и сбросу компонентов. Причем сообщили об этом не астрономы-любители (как это обычно бывает), а сами Космические силы США, что стало большим сюрпризом для наблюдателей. По их словам, до недавнего времени все полеты аппарата проходили в обстановке абсолютной секретности. Судя по всему, американских военных заставило изменить практику то, что космоплан впервые совершит маневры в атмосфере Земли.

Многоразовому космическому аппарату X-37B предстоит выполнить маневры так называемого «аэробрейкинга» — аэродинамического торможения, то есть совершить несколько проходов через верхние слои земной атмосферы, используя ее сопротивление. Это позволяет изменять высоту и/или наклонение орбиты, расходуя при этом минимальное количество топлива. Как уточнили в американских СМИ, провести такую операцию X-37B предстоит впервые: в перспективе это позволит аппарату избегать отслеживания орбиты потенциальным противником.

Кроме того, в рамках маневров космоплану нужно будет сбросить служебный модуль, продемонстрировав возможность его безопасной утилизации. Для этого операция будет проводиться в строгом соответствии со стандартами по недопущению образования космического мусора на орбите.

«Этот первый в своем роде маневр, выполненный X-37B, является невероятно важной вехой для Космических сил США, поскольку мы стремимся расширить наши возможности в этой сложной области», — заявил генерал Космических сил США Ченс Солтцман. В чем именно состоят эти возможности в Космических силах не пояснили.

Несмотря на то, что официальной целью данного полета являются «эксперименты по длительному воздействию космической радиации и других факторов окружающей среды на различные материалы и технологии», наблюдатели, как обычно, подозревают, что американский космоплан будет не просто отрабатывать технический прием торможения об атмосферу, но и имитировать атаку наземных целей. То есть, запуск ракет, либо планирующих бомб из верхних слоев атмосферы.

После завершения маневров аэродинамического торможения космоплан X-37B, как ожидается, вернется к своей программе полета (суть которой по-прежнему неизвестна), возобновив испытания и эксперименты. Как только все операции будут выполнены, аппарат сойдет с орбиты и вернется на Землю. Сколько продлится его нынешний полет (седьмой по счету и поэтому получивший обозначение OTV-7), не разглашается. К 17 октября он налетал на орбите уже 294 дня. К слову, продолжительность предыдущего полета составила почти 909 дней.

Космоплан X-37B, разработанный компанией Boeing и эксплуатируемый Космическими силами, предназначен для работы на низкой околоземной орбите высотой от 240 до 800 километров. С его помощью США тестируют различные технологии по многоразовому использованию аппаратов, влиянию на них космической радиации и повышению осведомленности в космической сфере.

X-37B был запущен в декабре 2023 года с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy и обнаружен независимыми наблюдателями на вытянутой эллиптической орбите высотой 38840 x 323 км и наклонением 59,1 градуса, что само по себе казалось необычным (апогей находился выше геостационарной орбите). Это произошло спустя две недели после того, как аналогичный космоплан был отправлен на орбиту Китаем. Речь идет о секретном военном аппарате «Шэньлун» («Божественный дракон»), маневры которого регулярно озадачивают американских военных.