Маневры китайского космоплана озадачили американских военных
Технологии

Маневры китайского космоплана озадачили американских военных

1 февраля 2024 года, 11:05

Китайский экспериментальный космоплан «Шэньлун» («Божественный дракон») успешно продолжает свой полет, интенсивно маневрируя в автоматическом режиме. Однако аппарат не ведет себя в соответствии с тем сценарием, на который рассчитывали шпионящие за ним американские военные. Это вызвало «обеспокоенность» Космических сил США и повышенное внимание со стороны поддерживаемых ими «некоммерческих организаций».

«Шэньлун» отправился в свой третий полет 14 декабря с помощью ракеты «Чанчжэн-2F», которая стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби. Запуск прошел успешно: космоплан вышел на начальную орбиту высотой 333-348 километров с наклоном 50 градусов. Затем, 20 января, он резко набрал высоту, увеличив ее до 597 км, а затем вернулся на прежнюю орбиту.

Неделю спустя корабль снова изменил высоту, преодолев рубеж в 600 километров, на которой уже задержался. В настоящий момент он вращается почти по круговой орбите на удалении 602-609 км от Земли (частично повторяя свой второй полет — с той лишь разницей, что в прошлый раз орбита была на несколько километров ниже).

Космические силы США взволнованы тем обстоятельством, что «Шэньлун» пока не вывел в космос ни единого спутника, как в прошлый и позапрошлый рейсы. Учитывая, что Китай неохотно делится с военными США информацией о своих космических разработках, американские аналитики получили поле для спекуляций.

«Основываясь на той небольшой информации, которой мы располагаем, я думаю, что "Шэньлун" и [американский космоплан] X-37B, вероятно, выполняют в чем-то идентичные программы. То есть в первую очередь используются для экспериментов и тестирования новых технологий, датчиков и, возможно, даже методов эксплуатации», — сказал директор по планированию программ Фонда безопасного мира Брайан Уиден.

Несмотря на то, что Пентагон опровергает вывод на орбиту спутников китайским космопланом, некоторые астрономы-любители зафиксировали в небе до шести новых тел земного происхождения. Впрочем, с большой долей вероятности это ступени ракеты «Чанчжэн», которые пока не вернулись на Землю или не сгорели в ее атмосфере. К тому же за «пассажиров» космоплана в один момент были приняты спутники «Яогань», оказавшиеся поблизости.

Эксперты напоминают, что в ходе своего первого полета «Шэньлун» находился в космосе всего три дня, зато второй полет (спустя почти два года) растянулся на 276 суток, то есть девять с небольшим месяцев. В настоящий момент заканчивается 49-й день новой автоматической экспедиции, которая вполне может обновить прошлогодний рекорд.

Одновременно с ним на орбите находится и американский космоплан военного назначения X-37B — он стартовал на две недели позже китайского аппарата на ракете Falcon Heavy. Наблюдатели предполагают, что корабль был отправлен на высокоэллиптическую орбиту с большим наклоном и на гораздо большую высоту, чем во время предыдущего полета. Но Пентагон тоже не спешит делиться деталями с прессой, хотя и требует этого от китайской аэрокосмической корпорации.