У Сатурна впервые обнаружили троянский астероид
Наука

У Сатурна впервые обнаружили троянский астероид

15 октября 2024 года, 12:16

Несколько лет назад у шестой планеты по удаленности от Солнца обнаружили астероид 2019 UO14, но определить, к какой группе относится это каменистое тело, астрофизики смогли не сразу. Ученые предполагали, что объект является троянским астероидом, но чтобы подтвердить эту гипотезу, им предстояло изучить данные наблюдений сразу с нескольких телескопов. Наконец, международная команда астрономов установила природу 2019 UO14, который теперь по праву можно считать первый троянским астероидом Сатурна.

Троянские астероиды — это особая группа скалистых объектов, которые находятся в окрестностях точек Лагранжа L4 и L5. Они вращаются вокруг Солнца либо перед газовыми гигантами, либо сразу за ними. Первые такие астероиды нашли возле Юпитера — их назвали в честь героев Троянской войны, разделив на две группы: «греков» и «троянцев». В первую группу входили астероиды, которые «опережали» Юпитер на 60° (точка L4), а во вторую — небесные тела, которые, напротив, «отставали» от него (точка L5).

Помимо Юпитера, троянские астероиды обнаружили у Нептуна, Урана и Марса. У Земли тоже есть свой «троянец» — 300-метровый 2010 TK7, который находится в окрестностях точки L4 (поэтому более справедливо относить его к «грекам»). По мнению ученых, троянские астероиды могут дать представление о ранней Солнечной системе, поскольку сформировались миллиарды лет назад.

На сегодняшний день большинство троянских астероидов вращается вокруг Юпитера — их там тысячи. Объясняется это тем, что газовый гигант расположен рядом с поясом астероидов и имеет мощное гравитационное притяжение. Наряду с Юпитером еще одним газовым гигантом является Сатурн, и ученые полагали, что открытие рядом с ним первого «троянца» — дело времени.

В 2019 году рядом с планетой обнаружили астероид 2019 UO14, но в то время не было известно, можно ли его отнести в троянскую группу. Для этого астрономам нужно было подтвердить данные наблюдений с нескольких телескопов из разных точек. В конечном итоге в период с 2015-го по 2024-й год ученые собрали достаточное количество информации, которая позволила подтвердить «троянскую» природу астероида.

По данным авторов статьи, 2019 UO14 совершает оборот вокруг своей оси за 30 лет и находится примерно на 60° впереди Сатурна. Кроме того, международной команде астрофизиков из США, Канады, Австралии и Макау удалось выяснить, что каменистый объект расположен в точке L4, то есть является «греком». По оценке специалистов, его диаметр составляет от 6 до 13 километров.

Согласно гипотезе ученых, изначально 2019 UO14 представлял собой астероид-кентавр — к этой группе относят тела, которые находятся на нестабильных орбитах между Юпитером и Нептуном из-за притяжения газовых гигантов. Несколько тысяч лет назад объект был захвачен Сатурном в одну из точек Лагранжа. Вероятнее всего, он будет находиться в статусе троянского астероида еще около 1000 лет — на нестабильную орбиту 2019 UO14  влияет не только гравитация Сатурна, но и Юпитера.

Ранее ученые предположили, что большая часть цинка могла попасть на Землю благодаря астероидам. Накапливаясь в каменистых телах, цинк приобретает уникальный состав, который позволяет отследить его происхождение.