ЕКА запустит экспериментальный аппарат, который сразу же сгорит в атмосфере
Проекты

ЕКА запустит экспериментальный аппарат, который сразу же сгорит в атмосфере

2 октября 2024 года, 12:51

Европейское космическое агентство впервые задумалось над тем, что происходит с рукотворным объектом (спутником, космической станцией или ступенью ракеты), когда он сгорает в атмосфере. Чтобы изучить этот процесс, оно намерено запустить на низкую околоземную орбиту специальный исследовательский аппарат, миссией которого будет «самоуничтожиться», но так, чтобы успеть передать на Землю «репортаж» о собственной короткой судьбе.

С момента запуска «Спутника-1» в 1959 году в атмосферу из ближнего космоса вернулось около 10 000 разного рода творений человеческих рук. Казалось бы, сгорание спутника в небе — совершенно рядовое явление, не заслуживающее сколько-нибудь повышенного внимания. Тем не менее европейские ученые с удивлением обнаружили, что некоторых ключевых деталей они не знают. Белые пятна решено было ликвидировать самым надежным способом — экспериментальным.

Миссия носит название Destructive Reentry Assessment Container Object, сокращенно DRACO, а ее реализация запланирована на 2027 год. За это время инженеры должны будут спроектировать, а подрядчики — построить небольшой аппарат, оснащенный немалым количеством разнообразных детекторов. Они будут замерять температуру, напряжение в различных элементах конструкции и регистрировать окружающее давление.

В готовом виде аппарат будет размером со стиральную машинку и массой от 150 до 200 кг. При этом в нем не будет ни двигательной установки, ни систем навигации — тем самым его схождение с орбиты будет до конца оставаться неконтролируемым. Длительность полета составит всего 12 часов, а высота падения — около 1000 километров.

Ядром спутника-камикадзе станет небольшая (40-сантиметровая) и прочная капсула, которая должна будет сохранить накопленные за время короткого полета данные до самого падения на Землю, где их извлечением займутся специалисты ЕКА. Чтобы облегчить эту задачу, капсула не будет падать вместе с аппаратом до конца, а, отделившись от него, спустится на парашюте. Кроме того, за падением DRACO будут следить четыре камеры, которые будут фиксировать очередность происходящих на нем разрушений.

«Уникальные данные, которые получит Draco, помогут нам в создании новых технологий по строительству более экологичных спутников к 2030 году», — пояснил руководитель проекта Стейн Лемменс. Речь идет о плане агентства добиться «нулевого загрязнения космоса» своими аппаратами за счет создания их из менее долговечных материалов и гарантированного уничтожения после окончания срока службы.