Составлена самая подробная инфракрасная карта Млечного Пути
Наука

Составлена самая подробная инфракрасная карта Млечного Пути

30 сентября 2024 года, 11:35

Астрономы Европейской южной обсерватории представили самую подробную и масштабную инфракрасную карту Млечного Пути за всю историю. На нее нанесены более 1,5 млрд астрономических объектов – звезд и газопылевых облаков Галактики, наблюдения за которыми происходили в течение последних 13 лет.

С помощью телескопа VISTA Европейской южной обсерватории (ESO), исследователи с 2010 по 2023 год наблюдали за центральными областями нашей Галактики. Наблюдения продолжались в общей сложности 420 ночей. Объем данных, накопленных за это время, составил 500 терабайт. Это крупнейшее исследование, когда-либо проводившееся с помощью телескопов обсерватории.

В основе карты лежат 200 тыс. снимков, полученных с помощью камер телескопа. Она содержит примерно в 10 раз больше объектов, чем предыдущая, выпущенная исследователями из обсерватории в 2012 году. В том числе, в нее внесены сведения о новорожденных звездах, которые обычно скрыты в коконах из пыли, а также о шаровых скоплениях из миллионов старейших звезд нашей галактики.

Телескоп VISTA расположен в Паранальской обсерватории ESO в Чили и его основная цель – картографирование больших участков неба. Специалисты во время наблюдений использовали одну из его камер – инфракрасную VIRCAM, способную видеть сквозь пыль и газ, пронизывающие Млечный Путь. Благодаря этому, аппарат смог уловить излучение даже в самых скрытых и загадочных местах галактики. Наблюдения в инфракрасном диапазоне также позволяют обнаруживать крайне холодные объекты, которые испускают излучение на этих длинах волн. Например, это относится к коричневым карликам или «планетам-изгоям», которые не вращаются вокруг звезд или других небесных тел.

Многократно изучая каждый участок неба, астрономы смогли не только определить местоположение тех или иных объектов, но и отследить их перемещения и изменения в яркости. В результате на карту были нанесены звезды, светимость которых периодически меняется. Такие объекты полезны для исследователей, поскольку их можно использовать в качестве «космических линеек» для измерения расстояний. Во время исследования ученые также проследили за сверхскоростными звездами, которые переместились из центральной области Млечного Пути после близкого столкновения со сверхмассивной черной дырой, скрывающейся в сердце нашей галактики.

Объем собранных данных настолько огромен, что его изучение продолжится в течение долгих лет. «Карта станет международным стандартом для изучения южной части Млечного Пути на ближайшие десятилетия», - считают ее авторы.

Ранее в самые удаленные уголки нашей Галактики заглянул самый мощный телескоп в мире «Джеймс Уэбб». В частности, ему удалось с невероятной точностью разглядеть два молекулярных облака, в которых сейчас продолжается активное образование новых звезд.