Серная кислота — не приговор: найден строительный элемент жизни на Венере
Наука

Серная кислота — не приговор: найден строительный элемент жизни на Венере

27 сентября 2024 года, 10:05

Даже в адских условиях Венеры, с температурой в несколько сот градусов и кислотными дождями, можно выживать — по крайней мере, таким веществам, как простые липиды. Эти ключевые органические молекулы стали предметом рассмотрения команды астробиологов, которые экспериментально доказали: даже в серной кислоте эти «кирпичики жизни» способны сохранять стабильность и даже формировать структуры более высокого порядка.

Температура на второй планете Солнечной системы такова, что свинец там плавится, как лед на экваторе, а серы больше, чем в христианском аду. Поэтому традиционно этот мир (в прошлом — практически близнец Земли) не рассматривался, как пригодный для жизни, уступая позиции Марсу. Лишь сейчас становится ясно, что даже в таких условиях могут существовать как минимум некоторые важнейшие органические соединения (а, возможно, и сами организмы). И работа ученых под руководством Даниэля Дуздевича служит новым подтверждением этого факта.

Группа исследователей решила протестировать ряд ключевых «строительных материалов», из которых состоит большинство живых существ на Земле, в условиях, максимально приближенных к венерианским. Наибольший интерес у авторов эксперимента вызвала не поверхность Второй планеты, а ее атмосфера. Дело в том, что хоть в ней и содержатся колоссальные объемы серной кислоты, но все они, как показывают наблюдения (в первую очередь, советских аппаратов), сосредоточены в отдельных облаках.

В то же время условия в промежутках между ними вполне могут быть весьма комфортными. Уже доказана возможность существования там аминокислот и нуклеиновых оснований, но команда Дуздевича решила, что этого недостаточно. В своем исследовании она пошла значительно дальше и «проверила на прочность» липиды — ключевые элементы клеточных мембран практически любого организма на Земле.

«Одной из фундаментальных особенностей жизни является клеточная структура: сложная дифференциация процессов «внутри» и «снаружи» в сочетании с механизмом горизонтальных связей и обменов между ними», — пояснили астробиологи, отметив, что прочная и надежная клеточная мембрана тем важнее, чем экстремальнее окружающие условия.

И неожиданно для самих ученых, даже находясь в концентрированной серной кислоте (и при температуре, близкой к венерианской), липиды показали удивительную устойчивость и стабильность. Более того: они могут образовывать значительно более сложные структуры, и иллюстрация №2 показывает, что они оставались практически нетронутыми даже на седьмой (!) день эксперимента. А H₂SO₄ вполне может служить растворителем в условиях недостатка воды. Таким образом, жизнь на Венере уже нельзя признать такой уж невероятной, а новые отправленные к ней аппараты (например, российская «Венера-Д») могут добыть гораздо больше интригующих фактов.