NASA сфотографировало пролетевшего мимо Земли «снеговика»
Наука

NASA сфотографировало пролетевшего мимо Земли «снеговика»

26 сентября 2024 года, 09:51

Направленный в космос мощный радар выхватил из темноты пролетевший поблизости от нашей планеты астероид весьма экзотической формы. Космическая глыба, похожая на гантель или снеговика (носителям американской культуры она напомнила арахис), относится к категории потенциально опасных, но непохоже, что в ближайшие пару сотен лет она атаковала бы Землю.

Ключевые космические державы безостановочно мониторят ближний космос, чтобы успеть заблаговременно принять меры, если вдруг в нем появится опасный астероид. В США этим занимается система ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), в состав которой входят четыре телескопа, один из которых (на Гавайях) 27 июля предупредил о приближении нового объекта.

Два месяца спустя он подлетел к Земле настолько близко, что его изучением смог заняться находящийся в Калифорнии радар под названием Goldstone, который, почти дождавшись момента максимального сближения астероида с нашей планетой, сделал серию снимков. И они показали, что новый объект — не совсем обычная космическая глыба.

Астероид, получивший название 2024 ON, обладает очень специфической конфигурацией — две сферические доли, разделенные ярко выраженной перемычкой. От гантели его отличает явная асимметрия — одна из полусфер примерно на 50% больше противоположной. Зато, если перевернуть его в вертикальное положение, космический гость будет очень похож на аккуратного и минималистично исполненного снеговика высотой 350 метров.

Судя по всему, 2024 ON представляет собой «контактную двойную систему» — результат столкновения и «слипания» между собой двух небольших глыб породы. Такую же природу имеет примерно 14% всех пролетающих мимо Земли астероидов крупнее 200 метров. Достаточно рыхлая структура объекта это подтверждает: на обоих концах «гантели» виднеются яркие радарные пятна — по всей видимости, крупные валуны, окруженные более мелкодисперсной породой.

«Пришелец» из Солнечной системы пролетел мимо Земли на расстоянии чуть больше миллиона километров, то есть всего в 2,6 раза дальше, чем Луна. Размер и близость орбиты делает его потенциально опасным — пусть и в отдаленном будущем, как показал актуализированный расчет орбиты. Новейшие же эксперименты дают все основания считать, что к тому времени, как возникнет реальная угроза катастрофы, ее устранение станет достаточно легкой задачей — и для этого даже не понадобится таранить астероид дорогостоящим кораблем с Земли.