Взрывы сверхновых ускорили эволюцию и привели к появлению человека
Наука

Взрывы сверхновых ускорили эволюцию и привели к появлению человека

25 сентября 2024 года, 10:20

Без взрывов сверхновых жизнь на Земле, скорее всего, выглядела бы совсем по-другому, а некоторые мутации могли бы никогда не появиться — к такому выводу пришла команда исследователей, сопоставивших хронологию эволюционных скачков с яркими космическими событиями. Именно прорвавшимся к нашей планете отголоскам далекого взрыва наш биологический вид во многом обязан своим существованием.

Строительным материалом для эволюции живых организмов являются мутации, которые обеспечивают им изменчивость. Большинство из них являются нейтральными или вредными, но те немногие, которые оказываются полезными для адаптации к окружающей среде, способны привести к появлению нового вида. При этом среди ученых до сих пор нет консенсуса относительно того, что является причиной большинства мутаций.

Новые данные указывают на то, что ей могут быть взрывы сверхновые, которые за последние несколько миллионов лет происходили относительно недалеко от Земли с удивительной интенсивностью.

Команда ученых решила собрать и проанализировать факты, свидетельствующие в пользу данной гипотезы. Для этого им необходимо было восстановить хронологию вспышек, ионизирующее излучение от которых могло добраться до Земли. В этом помогают скопления изотопа железа Fe60 в отложениях на океанском дне — своего рода «автографы» сверхновых (являющихся естественными «фабриками» тяжелых элементов). И два самых крупных из них соответствуют времени 2-3 и 5-6 миллионов лет назад.

Однако природа этих скоплений немного разная. Первое действительно обязано своим появлением сверхновой, зато второе — эффект от вхождения Солнечной системы в Локальный пузырь. То есть гигантскую сферу, сформированную потоками ветра от целой россыпи массивных, горячих и очень короткоживущих звезд. За последние шесть миллионов лет в нем взорвалось как минимум 9 сверхновых. Подсчитав дозы радиации, обрушившиеся на Землю в каждый из этих моментов, ученые были несколько удивлены.

Излучение было достаточно сильным, чтобы вызвать разрывы сразу обеих цепочек молекулы ДНК. Это невероятно опасное повреждение, способное привести к изменениям в структуре хромосом или гибели клетки. Эффект воздействия такой «бомбардировки» в популяционном масштабе пока непонятен. Но не исключено, что наряду с болезнями и смертью он мог вызвать резкий рост биоразнообразия.

И многие факты это подтверждают: к примеру, скорость распространения вирусов в окрестностях озера Танганьика резко возросла как раз 2-3 миллиона лет назад. В этот же период происходит один из скачков в эволюции человекообразных обезьян — в том числе появление самого рода Homo.

Разумеется, для далеко идущих выводов этих фактов пока мало, но по крайней мере ясно, что жизнь может прорваться даже сквозь уничтожающее воздействие радиации от сверхновой. Во всяком случае, если она не взрывается слишком близко.