«Союз МС-25» с Кононенко и Чубом вернулся на Землю
На орбите

«Союз МС-25» с Кононенко и Чубом вернулся на Землю

23 сентября 2024 года, 12:08

Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб, которые на днях установили рекорд по длительности пребывания на Международной космической станции, благополучно вернулись на Землю после 374-суточной экспедиции. Как следует из трансляции Роскосмоса, спускаемый аппарат корабля «Союз МС-25» только что приземлился на территории Казахстана. Вместе с россиянами «домой» вернулась и астронавт NASA Трейси Дайсон, которая провела на орбите 184 сутки в рамках своего третьего полета в карьере.

Подготовка к отчаливанию космического корабля «Союз МС-25» от МКС началась еще в минувшие выходные. Накануне командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко передал «ключ» от МКС астронавту NASA Суните Уильямс — одному из двух членов экипажа корабля Starliner, вернувшегося на Землю в беспилотном режиме 7 сентября (Уильямс же и ее коллеге Бутчу Уилмору придется задержаться на МКС до февраля 2025 года). Смена командования на станции — это формальная церемония, которая подводит итог работы летящих домой космонавтов.

Утром 23 сентября на орбите приступили к активной работе. С 08:15 до 08:35 мск были закрыты переходные люки между «Союзом» и узловым модулем «Причал», также состоялось прощание экипажей. После этого Кононенко, Николай Чуб и Трейси Дайсон проверили в бытовом отсеке герметичность люков, надели скафандры «Сокол-КВ2» и перешли в спускаемый аппарат корабля. Затем космонавты и астронавт закрыли люк в бытовой отсек и начали готовиться к отстыковке.

«Союз МС-25» отчалил от МКС в 11:37 мск и отправился в свободное плавание. Спустя менее трех часов, в 14:06, включились двигатели корабля на торможение для схода с орбиты, через 28 минут произошло разделение «Союза» на отсеки, и уже в 14:37 его спускаемый аппарат вошел в земную атмосферу. Приземление состоялось в 15:00 недалеко от города Жезказган в Казахстане и прошло успешно.

Таким образом для Олега Кононенко завершился пятый космический полет в карьере. Ранее он уже стал абсолютным рекордсменом по суммарной длительности пребывания на орбите — так, 5 июня он первым среди землян налетал в космосе 1000 суток. Сейчас же, после возвращения на Землю, этот показатель возрос до 1111 суток.

В свою очередь Николай Чуб прибыл домой после своего первого полета. Тем не менее и ему удалось отличиться важным достижением: вместе с Кононенко они совершили самый длительный полет по программе МКС, пробыв там 374 сутки. Прошлый рекорд был установлен россиянами Дмитрием Петелиным и Сергеем Прокопьевым, проведшими на орбите 370 суток.

Что же касается Трейси Дайсон, то она вернулась на Землю после своего третьего полета. В сумме она налетала 373 сутки, а в рамках последнего «рейса» провела на МКС 184 сутки. Астронавт NASA прибыла на станцию 25 марта 2024 года на борту корабля «Союз МС-25», тогда как Чуб и Кононенко были доставлены туда 15 сентября 2023 года на «Союзе МС-24». За год пребывания на МКС российские космонавты провели множество экспериментов, приняли четыре «грузовика» типа «Прогресс МС» и совершили два выхода в открытый космос.

Сейчас на МКС продолжат работать члены экипажа 72-й длительной экспедиции, среди них три космонавта Роскосмоса Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Александр Гребенкин, а также шесть астронавтов NASA, включая двух «пассажиров» Starliner. Вскоре к ним добавятся еще двое — россиянин Александр Горбунов и американец Ник Хейг, которые входят в экипаж Crew-9. 21 сентября они прибыли на космодром на мысе Канаверал во Флориде, чтобы начать подготовку к полету на МКС.

Как ожидается, корабль Crew Dragon будет запущен со стартовой площадки 26 сентября в 21:05 по московскому времени. На орбиту его выведет ракета Falcon 9. Экипаж Crew-9 отправится к МКС в усеченном составе — его решили сократить до двух человек, чтобы оставить место для Уильямс и Уилмора.