«Клуб выходящих»: 12 стран, представители которых совершили выход в открытый космос
Космический архив

23 сентября 2024 года, 12:10

Более 100 лет назад Константин Циолковский в своей работе «Вне Земли» писал: «Были особые скафандры, которые надевались при выходе в пустое пространство и вхождении в чуждую нам атмосферу». Сергей Королёв развил эту идею: «Летая в космосе, нельзя не выходить в космос, как, плавая, скажем в океане, нельзя бояться упасть за борт и не учиться плавать». Идеи основоположника и планы практика космонавтики стали реальными в 1965 году. К настоящему времени представители 12 государств мира выходили в открытый космос. Об этом неформальном «клубе выходящих» — в нашем материале.

1. СССР

18 марта 1965 года в 11 часов 30 минут по московскому времени свершилось событие, имеющее важнейшее общецивилизационное значение! Пилот корабля «Восход-2», подполковник Военно-воздушных Сил СССР Алексей Леонов в специальном скафандре «Беркут» вышел из надувной шлюзовой камеры «Волга», созданных на заводе № 918 (сейчас АО «НПП «Звезда»).

Удаляясь до пяти метров от корабля, в свободном парении Леонов провел испытания шлюзовой камеры и нового скафандра, опробовал способы перемещения с использованием фала и благополучно возвратился через шлюз в корабль.

Безвозвратно улететь в космос Леонову не позволял специальный фал длиной 7 метров, состоящий из стального троса, амортизирующего устройства, шланга аварийной подачи кислорода и электрокабеля передачи информации с медицинских и технических датчиков, а также для телефонной связи. Система жизнеобеспечения скафандра находилась в ранце. Выход Леонова продолжался 16 минут.

Командир «Восхода-2», полковник Павел Беляев, находясь внутри корабля в таком же скафандре, контролировал действия пилота и при необходимости имел возможность разгерметизировать кабину и прийти на помощь товарищу. Но этого не понадобилось. Сообщение Беляева «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» повторяли все радиостанции мира.

2. США

В отличие от советского «Восхода-2» американский космический корабль «Джемини-4» не имел шлюзового отсека и потому для выхода в открытый космос его пришлось полностью разгерметизировать.

3 июня 1965 года корабль «Джемини-4» был разгерметизирован, люки над командиром и пилотом открыты и Эдвард Уайт, отстегнувшись от кресла, встал на него и высунулся по пояс наружу. Это произошло всего через 108 дней после Леонова.

Уайт был в скафандре G4C №8, разработанном NASA на основе скафандра для X-15. С кораблем астронавт был связан фалом, состоящим из 13 миллиметрового нейлонового троса, шланга для подачи кислорода, четырех телеметрических и одной телефонной линий связи с кораблем. Аварийный запас кислорода находился в ранце на груди астронавта.

Через 10 минут Уайт включил реактивное устройство, которое держал в руке и выплыл за обрез люка. Командир корабля Джеймс МакДивитт, сидя в кресле, снимал выход Уайта кинокамерой. Через 20 минут Уайт вернулся в корабль, но люк удалось закрыть лишь через 25 минут. Если бы это не получилось, гибель астронавтов была бы неизбежной. В итоге кабина корабля была разгерметизирована 64 минуты.

3. Франция

Благодаря сотрудничеству с Советским Союзом Жан-Лу Кретьен при поддержке космонавта Александра Волкова в скафандре «Орлан ДМА» № 10 (автономный скафандр полужесткой конструкции на базе лунного скафандра «Кречет») 9 декабря 1988 года вышел в открытый космос из переходного отсека Базового блока орбитального комплекса «Мир». Это произошло через 23 года после выходов Леонова и Уайта.

Волков и Кретьен установили на базовом блоке «Мира» ферменную конструкцию «Эра», испытали ее, затем сняли и отбросили от станции. После возвращения в переходный отсек Кретьен, видимо сильно уставший, не мог закрыть люк. С трудом справились вдвоем.  Выход продолжался ровно 6 часов. Это был первый в мире совместный выход в открытый космос представителей разных государств.

4. ФРГ

20 октября 1995 года Тамас Райтер в скафандре «Орлан ДМА» № 26 при поддержке российского космонавта Сергея Авдеева вышел за обрез люка Шлюзового специального отсека модуля «Квант-2» орбитального комплекса «Мир».

За 5 часов 16 минут Авдеев и Райтер установили на модуле «Спектр» европейское научное оборудование EREP и заменили кассеты аппаратуры КОМЗА. Во время выхода Авдеев перемещал Райтера на самом конце грузовой стрелы почти в 12 м от корпуса станции. Райтер вспоминал: «Когда я оказался на самом конце грузовой стрелы, настал такой психологический момент: я знал, что застрахован фалами, но свободно работать двумя руками было психологически очень трудно. Я всегда подумывал одной рукой держаться за стрелу».

5. Япония

Шаттл «Колумбия», в экипаж которой входил японский астронавт Такао Дои, стартовал 19 ноября 1997 года. 21 ноября специалист полета Калпана Чаула с помощью манипулятора вывела из грузового отсека многоразовый спутник Sprint, но забыла его включить. Мертвый спутник от корабля удалился на 75 км.

23 ноября 1997 года «Колумбия» приблизилась к спутнику, американец Уинстон Скотт и японец Такако Дои в скафандрах EMU вышли в грузовой отсек и закрепились на поперечной ферме. Так они просто стояли полтора часа!

Когда спутник приблизился, Скотт и Дои схватили его руками, а вот запихать пойманного в грузовой отсек не позволяла штанга на спутнике. Проблему удалось решить, закрепив спутник на ферме с помощью манипулятора. Затем астронавты испытали пятиметровый кран для переноски грузов на будущей МКС. Выход продолжался 7 часов 43 минуты.

6. Швейцария

Клод Николье был включен в экипаж шаттла «Дискавери», который выполнил третий полет к орбитальному телескопу им. Хаббла для его ремонта и продления ресурса. «23 декабря 1999 года астронавт NASA Майкл Фоул и первый астронавт Швейцарии Николье вышли из шлюзового отсека шаттла в открытый космос.

Николье стал не только первым швейцарцем, но и первым астронавтом Европейского космического агентства, вышедшим из корабля в открытый космос. Майкл и Клод заменили на «Хаббле»  датчик FGS-2 и главный управляющий компьютер DF-224, благодаря чему новый "мозг" телескопа стал лучше «думать». Выход продолжался 8 часов 10 минут.

7. Канада

Шаттл «Индевор» привез на МКС канадский манипулятор. 22 апреля 2001 года астронавт Канады Крис Хедфилд и астронавт NASA Скотт Паразински вышли в открытый космос из шлюзового отсека шаттла, установили на модуле Destiny антенны связи UHF-диапазона и подготовили манипулятор SSRMS к перестановке на МКС. Выход длился 7 часов 10 минут.

8. Швеция

Первый шведский астронавт Кристер Фуглесанг прибыл на МКС на шаттле «Дискавери». Это был десятый полет шаттла по программе строительства МКС. 12 декабря 2006 года Фуглесанг вместе с астронавтом NASA Ричардом Кербимом вышли в открытый космос, но не из шаттла, как в предыдущих случаях, а из модуля «Квест» станции. За 6 часов 36 минут они заменили вышедшую из строя камеру на сегменте S1, проложили силовые кабели и подключили солнечные батареи к системе энергоснабжения МКС.

9. Китай

Космонавты и астронавты всех стран, кроме СССР\РФ и США, выходили в открытый космос из чужих кораблей и станций в чужих скафандрах. Китайские же космонавты Чжай Чжиган и Лю Бомин 27 сентября 2008 года вышли в открытый космос из Орбитального модуля (аналога бытового отсека кораблей «Союз) китайского корабля «Шеньчжоу-7».

Причем вышедший первым за пределы корабля Чжай Чжиган был в скафандре «Фэйтянь» - китайской реплике российского «Орлан-М». Задача выхода была простая – испытать в реальных условиях китайский скафандр для внекорабельной деятельности. А для «красоты картинки» Чжай Чжиган установил снаружи корабля китайский флаг.

Весь процесс выхода и установки флага снимал, а также подстраховывал партнера Лю Бомин, вышедший в открытый космос в «Орлане-М» №42, купленном в НПП «Звезда». Первый выход китайских космонавтов длился всего 21 минуту. Интересный факт: В китайской прессе о выходе Лю Бомина в российском скафандре умолчали.

10. Италия

Лука Пармитано стартовал на МКС в составе экипажа российского корабля «Союз ТМА-09М». 9 июля 2013 года он вместе с астронавтом NASA Кристофером Кэссиди в скафандрах EMU вышел наружу станции из модуля «Квест» американского сегмента МКС. Астронавты заменили неисправный блок связи на секции Z1, проложили кабели электропитания от американского сегмента МКС к российскому, установили два держателя радиаторов на секции S1. Выход продолжался 6 часов 7 минут.

11. Великобритания

Тимоти Пик, первый профессиональный астронавт Великобритании и астронавт ЕКА, был доставлен на МКС на российском корабле «Союз ТМА-19М» вместе с командиром космонавтом Роскосмоса Юрием Маленченко и астронавтом NASA Тимоти Копрой.

15 января 2016 года Пик он и Копра в скафандрах EMU вышли на 4 часа 43 минуты из модуля «Квест», заменили неисправный регулятор напряжения, проложили кабели для электрического присоединения универсального стыковочного механизма. До конца программу выхода выполнить не удалось, так как в шлеме американского астронавта появилась вода. Интересно, что это был тот же самый скафандр №3011, в котором 16 июля 2013 года чуть не захлебнулся в своем втором выходе Лука Пармитано.

12. ОАЭ

Второму астронавту ОАЭ Султану аль-Нейади повезло немного больше. Стартовав на корабле Crew Dragon «Индевор» и проработав почти два месяца на МКС, он и астронавт NASA Стивен Боуэн в скафандрах EMU вышли из модуля «Квест» в открытый космос. Там за 7 часов 1 минуту они  установили на ферме пару новых солнечных батарей, а вот снять и затащить внутрь станции антенну связи S-диапазона им не удалось из-за поломки головки винта крепления.