Инопланетные сигналы не слышно: спутники SpaceX слишком сильно «шумят»
Наука

Инопланетные сигналы не слышно: спутники SpaceX слишком сильно «шумят»

20 сентября 2024 года, 10:33

Будущее радиоастрономических наблюдений, в том числе проектов SETI, находится под большим вопросом: согласно оценкам астрономов, новые спутники «мегасозвездия» Илона Маска производят в 32 раза больше помех, чем их предшественники. В случае, если они заполонят орбиту, о надеждах принять радиосигнал от собратьев по разуму можно будет забыть. Но неизвестно, есть ли шанс повлиять на политику одной из богатейших американских корпораций, да еще и связанную с военными.

Проекты поиска разумной внеземной жизни (Search for Extraterrestrial Intelligence или попросту SETI) опирались прежде всего на сверхчувствительные радиоантенны. Только с их помощью можно отличить от постоянного «гула» Млечного Пути или других галактик слабые сигналы, которые потенциально могут быть посланы высокоразвитой цивилизацией. Одним из самых совершенных инструментов является низкочастотный массив LOFAR в Нидерландах. И его операторы недавно уловили нечто неприятное.

Недавно запущенные SpaceX спутники Starlink, пересекавшие небо над радиотелескопом, оказались для наблюдателей на Земле в 10 миллионов раз ярче, чем далекие радиоисточники, за которыми они следили. В числе этих источников — зарождающиеся черные дыры, а также отдаленные и потенциально обитаемые экзопланеты. Но в самом уязвимом положении оказывается слабое реликтовое излучение, доходящее до нас прямо из эпохи реионизации Вселенной, до сих пор недостаточно изученное из-за своей древности — около 13 миллиардов лет.

«Обнаружение и всестороннее исследование этого первичного излучения является одной из крупнейших задач современной радиоастрономии. К сожалению, многие из наблюдений неизбежно будут утеряны из-за наплыва этих спутников — если их шумность останется на том же уровне», — подчеркнула директор Нидерландского института радиоастрономии Джессика Демпси.

Речь идет о новом поколении спутников SpaceX — Starlink V2-mini. При этом непонятно, что именно делает их такими "шумными", но факт остается фактом: первые аппараты Starlink уже создавали большое количество помех, однако инженеры американской корпорации смогли в кратчайшие сроки доказать, что это далеко не предел, и повысили показатели шумности ещё в 1000 раз.

Из-за этого работа LOFAR и многих других радиотелескопов, в том числе отечественных (Россия остается одним из лидеров в данной области науки со времен СССР), может оказаться нарушена. Тем не менее, руководство SpaceX неоднократно показывало своими действиями, что прибыль важнее науки: несмотря на все протесты ученых, корпорация не отказалась от планов увеличить группировку своих спутников до 40 000 единиц.

В настоящий момент запускается до 40 аппаратов в неделю, и число это уверенно растет. При этом существуют технологии, позволяющие уменьшить количество помех, но они удорожают производство, что неприемлемо для бизнеса. А юридических механизмов, которые могли бы заставить его бережнее относиться к космическому пространству, на сегодняшний день нет.