«Уэбб» запечатлел столкновение двух галактик в 465 млн световых лет от Земли
Наука

«Уэбб» запечатлел столкновение двух галактик в 465 млн световых лет от Земли

19 сентября 2024 года, 10:52

Благодаря запущенному в 2021 году «Уэббу» земляне имеют возможность в подробностях увидеть, как сотнях миллионов световых лет от нас вступают во взаимодействие друг с другом спиральная и эллиптическая галактики. Удивительная конфигурация пейзажа объясняется тем, что это объединение двух снимков, сделанных разными камерами телескопа — в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне.

Область космоса, находящаяся в 465 миллионах световых лет от Земли в созвездии Малого Льва, ранее уже наблюдалась астрономами — в том числе с использованием телескопа «Спитцер». Интерес ученых привлекала структура, получившая от них название Arp 107 — две галактики, прямо сейчас находящиеся в начале процесса слияния. Новые снимки показывают, насколько далеко шагнули технологии с момента открытия Arp 107 и позволяют разглядеть это событие с непредставимыми ранее деталями.

Прежде всего заметно, что обе галактики схожи по размеру, но неодинаковы: одна из них имеет явно хаотическое устройство, без каких-либо сложных формаций внутри. Другая же напоминает Млечный Путь. Но если у нашей галактики спиральные рукава находятся практически в полной симметрии, то здесь они явно потревожены гравитационными возмущениями от эллиптического компаньона — как отражение в воде, в центр которого кто-то бросил камень.

Из-за сложного приливного взаимодействия между двумя галактиками Arp 107 приобретает очень интересную форму: кто-то может сравнить ее со щитом крито-микенской эпохи, венецианской полумаской или лицом улыбающегося клоуна. Ранее это же слияние запечатлел телескоп «Хаббл», но его наследник убедительно демонстрирует, чего человечество добилось за два десятилетия технического прогресса. Эффект углубляется участием в фотосеансе сразу обеих камер «Уэбба», каждая из которых обладает своей специализацией.

NIRCam, работающая в ближнем инфракрасном спектре, выделяет прежде всего звездное население обеих галактик. Полупрозрачный серебряный «мост» между ними, состоящий из разреженного газа, запечатлен именно им. В свою очередь MIRI отвечает за средний инфракрасный диапазон, в котором чрезвычайно удобно наблюдать за областями звездообразования и громадными облаками пыли.

В частности, подробному изображению ядра спиральной галактики, где находится сверхмассивная черная дыра, мы обязаны именно ей. Можно увидеть, почему эта галактика отнесена к Сейфертовскому типу: для полноценного квазара она все еще недостаточно яркая. Возможно, ситуация несколько изменится спустя несколько сотен миллионов лет, когда слияние (пока проходящее «по касательной») будет завершено, и из двух крупных галактик родится одна гигантская, что должно во много раз увеличить интенсивность процессов звездообразования.