Curiosity впервые сфотографировал Землю и Фобос с поверхности Марса
Наука

Curiosity впервые сфотографировал Землю и Фобос с поверхности Марса

19 сентября 2024 года, 13:19

Марсоход Curiosity отправил на Землю, возможно, один из самых эффектных снимков, когда-либо сделанных с поверхности Красной планеты. На нем в пепельном марсианском небе одновременно виден крупнейший спутник этого мира, а рядом с ним — едва заметная Земля.

Фобос, названный в честь древнегреческого бога страха (постоянного компаньона бога войны Ареса), является крупнейшим из двух марсианских спутников. При этом он до крайности необычен своей траекторией: его среднее расстояние до поверхности Марса составляет всего около шести тысяч километров, что в 64 раза меньше, чем расстояние от Земли до Луны. Ни один другой естественный спутник планеты, из известных астрономам, не обладает такой близкой орбитой.

В силу этого совершить оборот вокруг Марса Фобос успевает три раза в день и «поймать» его в объектив не так уж сложно. Гораздо труднее сделать это с Землей, которая при виде с поверхности Красной планеты кажется лишь очень яркой звездой. Однако Curiosity впервые удалось добиться уникальной композиции: впервые оба эти космических тела оказались на снимке вместе.

Создан этот пейзаж был с помощью мачтовой камеры (она же Mastcam), которая произвела целую серию фотографий в момент восхода Фобоса над горизонтом. Пять коротких и 12 длинных кадров вместе дали впечатляющую панораму скалистого уступа кратера Гейл, который лишь чуть-чуть закрывает металлического цвета небо.

Земля и Фобос на нем находятся в правом верхнем углу, но разглядеть их там весьма непросто. Для удобства зрителей НАСА увеличило тот самый фрагмент, на котором два космических тела почти соприкасаются, и вынесла его в левый угол, где он не закрывает ничего важного. Впрочем, каждый может попробовать разглядеть родную планету самостоятельно — для этого нужно лишь открыть снимок в максимальном разрешении и присмотреться.

Каждые сто лет Фобос сближается с Марсом почти на два метра. Астрофизики рассчитали, что через 40-50 миллионов лет спутник или врежется в Красную планету, или будет разорван на части ее гравитацией. Тогда на какое-то время Марс станет обладателем впечатляющих колец — таких, которые сейчас наблюдаются у Сатурна, и которыми, по всей видимости, 450 миллионов лет назад обладала Земля.