Источник хаоса: у древней Земли могли быть кольца, как у Сатурна
Наука

Источник хаоса: у древней Земли могли быть кольца, как у Сатурна

17 сентября 2024 года, 13:03

В сравнительно недавнем прошлом наша планета могла обладать не менее впечатляющими кольцами, чем Сатурн — таков вывод команды исследователей из Австралии. Однако несомненным плюсом является то, что Земля от них избавилась: иначе на ее поверхности творился бы настоящий хаос, а сохранение жизни находилось бы под серьезной угрозой.

О красочных кольцах, окружающих шестую планету Солнечной системы, дети узнают еще в младших классах школы. Те, кто интересуется космосом, знают о похожих структурах, расположенных вокруг других планет (таких как Уран). Но согласно новой гипотезе, сформулированной учеными из австралийского Университета Монаша, сравнительно недавно (в астрономической перспективе) «визитную карточку» Сатурна можно было найти и гораздо ближе — вокруг нашей собственной планеты.

Исследователи проанализировали собранные за последние десятилетия сведения относительно геологических формаций Ордовикского периода — эпохи, продолжавшейся между 485 и 443 миллионами лет назад. В эти времена жизнь стремительно развивалась после Кембрийского взрыва, давая неиссякаемое богатство форм, многие из которых сейчас выглядели бы совершенно инопланетно. Но австралийских ученых интересовали не они, а появившиеся в эту эпоху ударные кратеры.

Нанеся на карту 21 из них и отследив перемещения каждого (за 400 миллионов лет литосферного движения оно успело неоднократно поменяться), исследователи были немало удивлены. Выяснилось, что кратеры, все, как один, находились не далее 30 градусов от экватора. Хотя по всем законам статистики должны были оказаться в совершенно случайных местах.

В этом узком поясе находилось не более 30% всей суши, которая в сравнительной сохранности дошла до наших дней, что лишь подчеркивает странную аномалию. Почему же метеориты столь интенсивно бомбардировали экваториальную область, игнорируя при этом всю остальную планету? Ученые выдвинули единственное, на их взгляд, правдоподобное объяснение: в ту эпоху у Земли было собственное кольцо небольших астероидов.

Согласно проведенному командой моделированию, примерно 466 миллионов лет назад Земля могла захватить пролетающий мимо крупный астероид. Не упав сразу на нашу планету, он мог бы вместо этого расколоться на множество мелких обломков, которые затем обрушились дождем на окрестности экватора. И этот дождь вполне мог бы идти несколько десятков миллионов лет.

Выводы исследователей подтверждает тот факт, что 445 миллионов лет назад Земля вступила в Гирнантийский ледниковый период. Его причины пока неизвестны, но одной из них вполне мог бы стать свежесформировавшийся пояс астероидов — отбрасывавший на планету многокилометровую тень.

Кроме того, обломки метеоритов в означенных кратерах явно молоды — что отлично согласуется с их происхождением от одного крупного астероида. Остается радоваться, что эта орбитальная бомбардировка закончилась к тому моменту, когда живые организмы начали массово выходить на сушу. Что интересно: подобная история может случиться и с Марсом, который сейчас разрывает на части один из своих спутников. До образования полноценного кольца осталось каких-то 20-40 миллионов лет.