Китайская Sustain Space нашла средства на запуск спутника для ремонта и дозаправки
Стартапы

17 сентября 2024 года, 12:00

Молодой китайский стартап Sustain Space, намеревающийся создать полноценную технологию обслуживания спутников прямо на орбите, получил первое крупное государственное финансирование. Сумма, эквивалентная нескольким миллионам долларов, будет потрачена на создание компанией своего первого демонстрационного аппарата.

Sustain Space был основан чуть больше двух лет назад (в июне 2022 года) и де юре является дочерним подразделением компании Emposat. Специализацией последней является управление спутниками и надзор за ними, но амбиции руководства стартапа простираются куда шире: он намерен впервые в истории обеспечить полноценное обслуживание орбитальных аппаратов — дозаправку, ремонт, продление срока службы и даже производство непосредственно в космосе.

Эта идея показалась Пекину вполне перспективной, и государственная финансовая компания Shenzhen High-tech Investment (SZHTI) провела ее предварительную оценку стартапа. Ранее он уже получил определенную сумму от компании Taicang Port Hongrun Capital, а в марте заявил о плане запустить «к концу 2024 года» первый собственный спутник для отработки и демонстрации самой базовой из услуг — удаления мусора с орбиты.

Результаты аудита удовлетворили руководство SZHTI, и оно утвердило решение о выделении Sustain Space нескольких десятков миллионов юаней (то есть миллионы долларов). Благодаря этому создание спутника, при участии специалистов из Университета Циньхуа, CASC и CASIC, должно значительно ускориться и занять не долгие годы (как у Astroscale), а считанные месяцы.

Ожидаемо, представители финансируемых правительством США НКО (такие как Виктория Самсон, главный директор по космической безопасности Фонда «Безопасный мир») мгновенно обвинили Китай в планах по созданию очередного «спутника-шпиона», потребовав от стартапа «прозрачности и открытости» в разработках. По их мнению, удаление Китаем мусора с орбиты в 2022 году продемонстрировало «угрозу другим спутникам на орбите».

Тем не менее Sustain Space явно не собирается поддаваться попыткам шантажа и заявляет о решимости довести проект по очистке орбиты до конца, подчеркивая, что растущее количество вышедших из эксплуатации спутников является серьезным вызовом для всего, что находится в околоземном пространстве. А продление жизни существующих аппаратов для решения этой проблемы не менее важно, чем ликвидация отработавших свое.