Экипаж Polaris Dawn вернулся на Землю
Запуски

Экипаж Polaris Dawn вернулся на Землю

16 сентября 2024 года, 08:51

Туристическая экспедиция Polaris Dawn, в рамках которой состоялся первый в истории выход в открытый космос непрофессиональных астронавтов, подошла к концу. Накануне спускаемая капсула космического корабля Crew Dragon совершила мягкое приводнение в Мексиканском заливе. Таким образом, на Землю после пятидневного космического полета вернулись Джаред Айзекман, Анна Менон, Сара Джиллис и Кид Потит.

Корабль Crew Dragon под названием Resilience, для которого это был третий полет, приводнился в воскресенье, 15 сентября, в 03:38 по времени Восточного побережья США (в 10:38 по Москве). Спускаемая капсула совершила посадку при помощи парашютной системы к западу от Ки-Уэста, штат Флорида. SpaceX использовала это место приводнения впервые: от других районов у берегов Мексиканского залива и Атлантического побережья пришлось отказаться, поскольку ранее там наблюдались плохие погодные условия — именно они и задержали запуск почти на две недели.

Приводнение корабля Resilience ознаменовало окончание экспедиции Polaris Dawn, которая в общей сложности продлилась пять дней. Спустя примерно час после посадки капсулу извлекли из воды и подняли на борт судна поддержки Shannon. Покинув капсулу корабля, экипаж из четырех космических туристов прошел первичный медосмотр, а затем отправился в Космический центр имени Кеннеди. Там туристы встретились со своими семьями.

«Экипаж Polaris вернулся домой в целости и сохранности!» — написал владелец компании SpaceX Илон Маск.

Командиром Polaris Dawn выступил американский миллиардер Джаред Айзекман — основатель и спонсор программы Polaris. Три года назад он возглавил другую туристическую экспедицию —Inspiration4, также организованную в сотрудничестве со SpaceX. Вместе с Айзекманом в рамках Polaris Dawn в космос отправились пилот Кидд Потит, а также два инженера SpaceX Сара Джиллис и Анна Менон, которые выступили в качестве специалистов полета.

Crew Dragon с четырьмя непрофессиональными астронавтами на борту был запущен 10 сентября с помощью ракеты Falcon 9, которая вывела его на эллиптическую орбиту с параметрами 190 на 1200 км. Позднее корабль поднял орбиту до показателя, ставшего историческим — 1408,1 км. Это самое большое расстояние от Земли, на котором находился экипаж с момента полета «Аполлона-17» на Луну в 1972 году. Примерно через шесть витков «Дракон» снизил свой апогей примерно до 720 км.

Пожалуй, главным событием прошедшей экспедиции стал первый в истории коммерческий выход в открытый космос. 12 сентября его осуществили Айзекман и Джиллис, которые ненадолго высунулись из люка в носовой части корабля. Непрофессиональные астронавты не покидали борт Crew Dragon полностью — они работали в космическом вакууме «по пояс» (так называемый stand-up EVA). При этом в скафандры были облачены все четыре члена экипажа, поскольку кабина Crew Dragon, у которого нет воздушного шлюза, была разгерметизирована на время ВКД.

После выхода в открытый космос, продлившегося 1,5 часа, туристы выполнили около 40 научных экспериментов, посвященных воздействию космической среды на организм человека. Так, в заключительный день они провели исследования по выявлению риска образования камней в почках в условиях микрогравитации и разработке процедур сердечно-легочной реанимации на корабле.

Также была протестирована связь с Землей через лазерную систему Starlink. Впрочем, SpaceX не предоставила особых технических подробностей о прошедших испытаниях, отметив лишь, что видеозвонок длился более 40 минут и не прерывался даже после того, как двигатели Draco включались 16 раз. Ранее Айзекман говорил, что лазерная связь крайне чувствительна к работе двигателей ориентации Crew Dragon.

PolarisDawn— это одна из трех запланированных экспедиций по программе Polaris. Какой будет вторая — пока неизвестно, но, по словам Айзекмана, ее план разработают на основе результатов первой экспедиции. Третья же будет предполагать первый пилотируемый запуск Starship.