Avio запланировала запуск ракеты Vega Next после 2032 года
Европейская ракета Vega-C с июля 2022 года выполнила всего два полета, причем последний, в декабре 2022-го, завершился аварией, однако итальянская компания Avio уже планирует создание нового носителя — полностью жидкостной ракеты Vega Next. Представить ее широкой публике хотят после 2032 года, а до этого Avio собирается отправить в полет Vega C+ и Vega E.
На прошлой неделе состоялся 22-й и последний полет «исходной» четырехступенчатой ракеты Vega, которая успешно вывела на орбиту спутник наблюдения Земли Sentinel 2C. На смену выведенному из эксплуатации носителю должна прийти его усовершенствованная версия Vega-C, которая с зимы 2022 года не совершила ни одного полета. Проблема была связана с работой двигателя второй ступени, и в конце мая Avio отчиталась об успешных огневых стендовых испытаниях. Сейчас компания продолжает готовиться к первому после аварии запуску — он должен состояться до конца 2024 года.
Если инженерам удастся вернуть Vega-C к полетам, то она станет основным бизнесом Avio на рынке космических запусков. Однако, как отметили в European Spaceflight, носитель, вероятнее всего, недолго останется в своем нынешнем виде. Компания модернизирует его и создаст более мощную версию под названием Vega C+. Она будет оснащена модернизированным вариантом твердотопливного ускорителя P120 — двигателем P160, что позволит выводить на орбиту на 200 килограммов больше полезной нагрузки, чем Vega-C.
Помимо этого, Avio сейчас занимается разработкой нового двигателя для замены РД-843 от КБ «Южное» для четвертой — жидкостной — ступени, называемой AVUM. В компании пояснили, что продолжат закупки украинских двигателей как минимум до 2027 года, но также изучают альтернативные варианты (на случай если Украина не сможет их производить). Долгосрочной целью является завершение разработки многоцелевого «экологически чистого» двигателя Green Engine (MPGE) — на этот проект Avio получила €55 млн от итальянского Фонда восстановления экономики после пандемии коронавируса PNRR.
Впрочем, как и ее предшественница, Vega C+ не будет последней ракетой-носителем компании. Ей на смену должна прийти Vega-E, запуск которой ожидается в 2027 году. В данной версии будут сохранены первая и вторая твердотопливные ступени от Vega C+, а третью и четвертую заменят одной жидкостной ступенью, оснащенной новым кислородно-метановым двигателем M10.
Также компания продолжит работать над своими летными демонстраторами, предназначенными для отработки технологии многоразовости. Всего будет создано два таких аппарата: первый — одноступенчатый (его запуск планируется в 2026 году), а второй — двухступенчатый. Обе ракеты оснастят двигателями M10.
Помимо этого, Avio разрабатывает жидкостный ракетный двигатель M60 с тягой 60 тонн. Он предназначен для новейшей ракеты Vega Next, полностью работающей на жидком топливе. Ее запуск ожидается после 2032 года, если разработка M60 будет завершена в 2026 году.
В октябре Avio собирается провести огневые испытания двигателей Vega-C. Если они пройдут удачно, будут разрешены будущие запуски ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане.