«Поставщик» комет и астероидов: самое интересное и загадочное о поясе Койпера
Наука

«Поставщик» комет и астероидов: самое интересное и загадочное о поясе Койпера

13 сентября 2024 года, 12:11

Пояс Койпера — малоизученная территория за орбитой последней планеты, вращающейся вокруг Солнца. Там царят холод и непроглядная тьма, и именно оттуда появляется большинство комет и астероидов. По мнению ученых, тщательное изучение пояса Койпера может пролить свет на происхождение Солнечной системы.

Что представляет собой пояс Койпера

Поясом Койпера (или поясом Эджворта-Койпера) именуется часть пространства за орбитой восьмой планеты от Солнца — Нептуна. Пояс Койпера имеет форму выпуклого кольца (по сути, он выглядит как гигантский бублик), и его, по мнению изыскателей, могут наполнять миллионы ледяных космических тел — вещества, оставшегося после появления Солнечной системы.  В это число входят также Плутон и три другие, ныне уже обнаруженные, планеты-«карлики», а также астероид Аррокот, кометы и др.

Пояс Койпера в два десятка раз пространнее и в пару сотен раз тяжелее астероидного пояса между Марсом и Юпитером — его масса насчитывает, по различным данным, от двух до десяти процентов от массы земного шара. Все тела в пределах пояса Койпера являются «объектами пояса Койпера» (ОПК) или «транснептуновыми объектами» (ТНО) — то есть, расположенными за орбитой Нептуна.

Территория пояса Койпера начинается от орбиты Нептуна, примерно в 30 а.е. (астрономическая единица, ее значение — около 150 млн км) от Солнца, и распространяется еще на 25 а.е., опоясывая, таким образом, Солнечную систему на расстоянии в 55 а.е. от ее центральной звезды.

Пояс Койпера можно назвать основным «импортером» комет и астероидов, наряду с еще одним скопищем ледяных космических тел — Облаком Оорта.

Кто стал первооткрывателем пояса Койпера

Несмотря на то, что зона с небесными телами за орбитой Нептуна названа по фамилии известного датского астронома Джерарда Койпера (1905-1973 гг.), открыта она была другими людьми. Первым о возможном наличии подобного «накопителя» ледяных объектов за орбитой Нептуна заговорил американский астроном Фредерик Леонард (1896 – 1960 гг.), который после обнаружения Плутона в 1930 году заявил:

«Нельзя ли предположить, что Плутон — лишь первое из серии тел за орбитой Нептуна, которые еще ожидают своего открытия и в конечном счете будут обнаружены?»

В 1943 году астроном из Ирландии Кеннет Эджворт (1980-1972 гг.) рассудил, что разбросанные за границей орбиты Нептуна фрагменты вещества способны «комплектоваться» в небольшие, по сравнению с планетами, тела во внешней области Солнечной системы. Периодически какие-то из этих тел попадают во внутреннюю Солнечную систему в виде комет. Благодаря этой гипотезе пояс Койпера стали называть также поясом Эджворта-Койпера.

В 1987 году астроном из Технологического института в штате Массачусетс (США) Дэвид Джуитт задумался о более тщательном изучении пространства за орбитой Нептуна и занялся соответствующими исследованиями вместе со своей коллегой — аспиранткой Джейн Лу. Они использовали в своей работе телескопы обсерваторий Китт-Пик (штат Аризона, США) и Сьерро-Тололо (Чили), а с 1988 года продолжили изыскания уже на базе Астрономического института Гавайского университета. Наконец, 30 августа 1992 года ученые сообщили о своем открытии.

Откуда взялся пояс Койпера

Примерно за 4,6 млрд лет до наших дней из газопылевого облака (солнечной туманности) возникла наша Солнечная система. Большая часть «строительного материала» из газа и пыли была израсходована на Солнце и планеты, а то вещество, что осталось не у дел, «плавает» в пространстве в виде небольших фрагментов — ледяных тел.

Сегодня никто из исследователей космоса не может с определенностью сказать, как именно сформировался пояс Койпера, а также точно обозначить его состав и структуру. Предполагается, что именно здесь сконцентрированы объекты, оказавшиеся «невостребованными» после зарождения Солнечной системы. А объединиться в новую планету им не дает гравитационное притяжение Нептуна.

По сценарию динамического развития Солнечной системы (модели Ниццы), пояс Койпера изначально мог базироваться намного ближе к Солнцу, но гравитационное притяжение при активном перемещении Урана и Нептуна в направлении от центра Солнечной системы, скорее всего, попросту увлекло за собой основную часть ледяных объектов и переместило их туда, где они расположены теперь.

Какие объекты входят в пояс Койпера

К настоящему времени известно о более чем двух тысячах объектов пояса Койпера — значительную долю из них образуют глыбы из замерзшего метана, аммиака и воды. Диапазон разброса размеров ОПК — от нескольких метров до пары тысяч километров в диаметре и даже больше.

А еще в поясе Койпера имеется немало двойных систем — когда два объекта вращаются вокруг одного центра. Например, таковую представляет собой система Плутон-Харон. Кстати, первым обнаруженным объектом пояса Койпера стал именно Плутон — его открыл в 30-е годы XX века американский астроном Клайд Томбо (1906–1997 гг.). Поначалу Плутон считали еще одной планетой в Солнечной системе, 9-ой по счету. Однако впоследствии было решено все же не включать его в число «полноценных» планет.

Сколько всего планет в поясе Койпера

В поясе Койпера нет планет, и причина тому — гравитация Нептуна.  Есть там только четыре планеты-«карлика», которые являются наиболее масштабным объектами в этой области:

• Плутон — 2376 км;

• Эрида — 2326 км;

• Макемаке — 1430 км;

• Хаумеа — 1632 км.

Все они имеют собственные спутники, а Хаумеа обзавелась даже кольцом. Также в поясе Койпера есть еще несколько объектов, которые могут претендовать на внесение их в реестр карликовых планет. В их числе — Орк, Седна, Квавар, Гунгун. Из всех «кандидатов» на почетное звание карликовой планеты собственными спутниками обладают лишь два последних из перечисленных.

Какой самый большой объект в поясе Койпера

Крупнейшим объектом пояса Койпера по праву считается ледяная карликовая планета Плутон, габариты которой, как это уже было сказано выше, составляют 2376 км.  В перечне всех объектов, оборачивающихся вокруг Солнца, Плутон занимает 10-ое место по массе, без учета спутников. Примечательно, что на 9-ом месте рейтинга расположилась карликовая планета Эрида, которая хоть и меньше Плутона, но тяжелее его.

Пояс Койпера и Девятая планета

Исследующие пояс Койпера ученые пришли к выводу, что на приличном отдалении от орбиты Плутона теоретически должна быть еще одна, уже настоящая, 9-я по счету планета размером примерно с Нептун. В 2016 году американские исследователи в ходе наблюдения за ОПК  обнаружили, что орбиты некоторых объектов распределяются несколько необычным образом.

В итоге исследователи предположили, что «аномальность» расположения орбит этих небесных тел можно объяснить наличием некоей неизвестной планеты с массой, в 5-10 раз превышающей земную, и периодом обращения примерно в 10 тыс. земных лет. Этот до сих пор не обнаруженный объект пояса Койпера получил условное название «Девятая планета», его поиски продолжаются.

«Сама идея, что в Солнечной системе может существовать еще одна планета, довольно старая. Ее сформулировали, может быть, лет сто назад, но для проверки не хватало информации. Сто лет назад телескопы были примитивными, и только сейчас наши технические возможности позволяют накапливать такое количество данных о звездном небе, чтобы искать далекие объекты. С другой стороны, мы просто знали, где искать, так как проверяли конкретные данные о необычном поведении объектов в поясе Койпера. Математические расчеты показали неожиданные результаты: далеко за пределами орбиты Нептуна существует дополнительная массивная планета, которую мы не видим. Так что можно с уверенностью говорить о том, что наши знания о Солнечной системе далеко не полны», — рассказал в интервью журналу «Огонек» астрофизик, американец с русскими корнями Константин Батыгин.

Какие космические аппараты посещали пояс Койпера

Самым первым земным летательным аппаратом, хотя и незапланированно, но добравшимся до пояса Койпера, стал зонд НАСА «Пионер-10» (Pioneer 10), запущенный в марте 1972 года с целью изучения Юпитера. Спустя 11 лет после отправления с Земли он пересек орбиту Нептуна и оказался в поясе Койпера. Однако в его задачи не входило изучение этой области Солнечной системы.

Следующим (и последним) космическим аппаратом, который смог побывать в поясе Койпера, была автоматическая межпланетная станция НАСА «Новые горизонты» (New Horizons). Аппарат стартовал в 2006 году, к 2015 году добрался до Плутона, после чего исследовал астероид Аррокот.

Больше к поясу Койпера никакие исследовательские аппараты не летали, и в настоящее время такие миссии не планируются, хотя ученые допускают возможность запуска исследовательского зонда к планетам-«карликам» Макемаке и Хаумеа.

Сколько времени занимает полет от Земли до пояса Койпера

Чтобы попасть к Плутону, американской межпланетной станции New Horizons пришлось затратить более девяти лет — при том, что аппарат перемещался в пространстве со скоростью порядка 58,6 тысячи километров в час. Всего станция, которая на момент запуска была самым «быстроходным» и современным космическим аппаратом, преодолела расстояние примерно в пять миллиардов километров.

Чем пояс Койпера отличается от Облака Оорта

Аналогично поясу Койпера, названному по имени известного астронома прошлого столетия, Облако Оорта получило свое обозначение в честь нидерландского астронома Яна Оорта (1900-1992 гг.). И первая, и вторая области заполнены ледяными объектами и кометами, и обе они окружают Солнечную систему. Только пояс Койпера по форме «бубликообразный», а Облако Оорта — окутывает Солнечную систему наподобие сферы.

Пояс Койпера расположен ближе к Солнцу, чем Облако Оорта, находящееся примерно в 50-100 тысячах а.е. от центра нашей Солнечной системы. Кроме того, Облако Оорта значительно превосходит пояс Койпера по габаритам. Наконец, если в первом регионе могут находиться сотни тысяч объектов размером свыше 100 км и примерно 1 трлн и более комет, то во втором ученые предполагают наличие свыше 1 трлн ледяных тел.

И пояс Койпера, и Облако Оорта считаются основными поставщиками комет. Но только в первом случае внутрь Солнечной системы залетают кометы с периодом обращения менее 200 лет (короткопериодические), а во втором — кометы с периодом обращения свыше 200 лет (долгопериодические).

Интересные факты о поясе Койпера

В заключение предлагаем вашему вниманию еще три интересных факта про пояс Койпера и населяющие его ледяные объекты.

• На некоторых карликовых планетах пояса Койпера настолько тонкая атмосфера, что она разрушается, когда эти небесные тела отдаляются от Солнца на максимальное расстояние.

• На объектах пояса Койпера не было обнаружено ни малейших признаков того, что там могла бы когда-то существовать жизнь.

• Масса объектов пояса Койпера постепенно уменьшается. Ученые предполагают, что ОПК в этом регионе, регулярно сталкиваясь друг с другом, со временем разрушаются, поэтому пояс Койпера в отдаленном будущем может окончательно исчезнуть.

Ранее Pro Космос собрал интересные факты о Юпитере, которого называют защитником Солнечной системы за его необъятные габариты и уникальные физические свойства. Как эта планета в прошлом могла стать звездой, почему посадка на Юпитер невозможна и какова его самая загадочная зона, читайте в нашем материале.