Юрий Борисов: Роскосмос предлагал NASA помощь с кораблем Starliner
На орбите

Юрий Борисов: Роскосмос предлагал NASA помощь с кораблем Starliner

12 сентября 2024 года, 08:55

Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что российская госкорпорация предлагала NASA свою помощь в ситуации с проблемным космическим кораблем Starliner, которому пришлось вернуться с МКС на Землю с задержкой почти на три месяца и без экипажа. Как подчеркнул Борисов, в космосе может случиться все что угодно, поэтому всегда должен быть запасной вариант.

Как напомнил Борисов, 15 декабря 2022 года с российским кораблем «Союз МС-22» произошла нештатная ситуация. В частности, была повреждена внешняя обшивка его приборно-агрегатного отсека. По этой причине был отменен выход в открытый космос российских космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина. После проведения анализа специалисты заключили, что утечка в системе охлаждения корабля образовалась в результате попадания микрометеорита.

Спустя несколько дней Роскосмосу удалось успешно испытать двигатели «Союза МС-22», а затем снизить температуру на борту корабля. В конечном итоге спускаемый аппарат «Союза» совершил посадку на территории Казахстана в беспилотном режиме 28 марта 2023 года.

С момента возникновения утечки на корабле «Союз МС-22» с Роскосмосом тесно сотрудничали коллеги из NASA, которые, в частности, осмотрели внешнюю обшивку транспортного средства при помощи роботизированной руки-манипулятора Canadarm-2. Более того, по словам Борисова, американцы сразу же предложили России помощь в спасении экипажа. Аналогичным образом поступил и Роскосмос в случае с ситуацией вокруг корабля Starliner.

Несмотря на уверенность российских специалистов в том, что NASA «гарантированно» смогло бы решить проблему со «Старлайнером», космос — это опасная среда, поэтому всегда нужно иметь запасной вариант, полагает глава госкорпорации. «Поэтому то, что мы тесно работаем вместе, это залог надежности, устойчивости функционирования станции. Это дорогого стоит, это накапливалось годами, очень жаль это будет когда-то потерять», — добавил Борисов. По его словам, Роскосмос приложит все усилия для того, чтобы не терять этот опыт.

Разработанный корпорацией Boeing корабль Starliner отправился в свой первый пилотируемый полет к МКС 5 июня. В состав экипажа вошли астронавты NASA Бутч Уилмор и Сунита Уильямс, которые должны были провести на орбите восемь дней. Их возвращение на Землю ожидалось 14 июня, однако на подлете к станции на борту корабля возникли проблемы: пять из 28 двигателей отключились при стыковке с МКС, также произошла утечка гелия.

В результате Уилмору и Уильямс пришлось сначала задержаться на станции до 26 июня, а позднее их полет домой и вовсе отложили на неопределенный срок. После проверок и испытаний NASA решило вернуть Starliner в беспилотном режиме (он совершил посадку на полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико 7 сентября), а экипаж доставить на корабле Crew Dragon, но уже в следующем году, в феврале, вместе с Crew-9.