Спутники SpaceX обменялись военными данными с помощью лазера
Технологии

Спутники SpaceX обменялись военными данными с помощью лазера

5 сентября 2024 года, 10:18

Два спутника SpaceX, запущенные в интересах Пентагона, впервые успешно обменялись данными с помощью оптических терминалов связи на низкой околоземной орбите. Эксперимент показал, что аппараты могут самостоятельно подключаться друг к другу и обмениваться информацией в течение длительного времени.

Обмен данными произошел 3 сентября, когда два космических аппарата подключились друг к другу менее чем за 100 секунд и поддерживали связь в течение нескольких часов. В эксперименте использовались лазерные терминалы производства Tesat-Spacecom – базирующейся в Германии дочерней компании Airbus. Это первый случай, когда оптическая связь применялась в космосе с помощью оборудования, соответствующего военным стандартам, заявил директор Агентства космического развития США (SDA) Дерек Турнир.

Два спутника, участвовавших в испытаниях, входят в состав системы предупреждения о ракетном нападении Космических сил США Tranche 0 на низкой околоземной орбите. Всего таких аппаратов SpaceX на орбите четыре. Они оснащены инфракрасными датчиками Leidos и терминалами Tesat. Турнир отметил, что все четыре спутника успешно фиксировали запуски ракет с помощью своих инфракрасных датчиков, включая пуск космической системы Starship/Super Heavy в июне.

Проведенный эксперимент показал, что спутники SDA способны формировать оптическую сеть на низкой околоземной орбите. Он подтвердил результаты более ранних испытаний, проведенных в 2021 году Исследовательской лабораторией ВВС США и Агентством перспективных исследовательских проектов Пентагона, в ходе которых использовались различные лазерные терминалы, не соответствовавшие текущим стандартам SDA. Дальше в планах Минобороны США – развертывание сотен небольших спутников для совершенствования возможностей военной связи и наблюдения.

В дополнение к прорыву в области лазерной связи, Турнир рассказал, что в конце 2023 года на околоземной орбите успешно испытали военную тактическую сеть обмена данными Link 16 с помощью спутников компании York Space. Во время них сообщения передавались с орбиты на наземные приемники.

Проект Tranche 0 предполагает развертывание на околоземной орбите двух групп из 28 спутников суммарно. В состав первой входят 10 аппаратов: восемь – так называемого «транспортного уровня», которые обеспечат передачу различных данных, и два – для отслеживания запусков ракет. Вторая группа, которая была отправлена на орбиту в прошлом сентябре, состоит из 12 спутников для обмена информацией и шести аппаратов для «слежки».

Спутники станут частью системы Warfighter – группировки Космических сил США, которая будет включать около 1000 аппаратов на низкой орбите вокруг Земли. Космическая архитектура Warfighter включает в себя семь уровней, которые представляют собой сеть из сотен оптически связанных спутников на орбите. SDA планирует запускать спутники поэтапно, каждые два года. Запуск Tranche-1, во время которого на орбиту отправятся более 160 спутников, планируется провести в конце 2024 года, а Tranche-2 с 72 аппаратами – в 2026 году.