Собственников обяжут ставить космические объекты на учет в Роскосмос
Проекты

Собственников обяжут ставить космические объекты на учет в Роскосмос

5 сентября 2024 года, 11:39

Собственников обяжут регистрировать свои космические объекты в госкорпорации «Роскосмос». Такие поправки в законодательство 3 сентября одобрило правительство РФ. Изменения коснутся российских граждан и организаций: теперь им нужно будет передавать информацию о функциональных характеристиках объектов и их техническом состоянии. Это сделает космическую деятельность более систематизированной, ведь аппаратов на орбите с каждым годом становится все больше.

Нововведения затронут владельцев тех устройств, которые готовятся к отправке в космос, причем как с территории РФ, так и с территории иностранного государства. Кроме того, сведения будут передавать и собственники уже запущенных объектов (в этом смысле запуск тоже мог состояться за рубежом, но речь идет об объектах, зарегистрированных в нашей стране). Также передавать сведения придется и тем юридическим лицам, которые эксплуатируют объекты на орбите.

Соответствующие поправки подготовили в Роскосмосе. Их внесут в два федеральных закона — «О космической деятельности» и «О государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”». Сейчас российским собственникам не нужно сообщать сведения о своих объектах, как итог — у властей нет полной картины по отечественной группировке спутников.

Поэтому изменения позволят актуализировать данные об аппаратах, а также поспособствуют безопасному использованию околоземного пространства с другими странами (чтобы не допустить столкновений спутников, Роскосмос будет предоставлять информацию об объектах в международные организации). По словам экспертов, нововведения придутся как никогда кстати, учитывая появление в космосе все большего количества частных аппаратов, особенно кубсатов.

Однако некоторые аналитики полагают, что вводить требования нужно осторожно, чтобы они не заблокировали развитие отрасли. Например, нерешенным остается вопрос, как быть в ситуации, если владелец откажется регистрировать космический объект, запущенный с территории другого государства. Подобные моменты нужно проработать со специалистами из частного сектора. В любом случае Роскосмос и бизнес делают общее дело, поэтому нужна согласованная работа.

Ранее в России приняли закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в космической сфере. По словам специалистов, он позволит отрасли развиваться динамичнее, ведь теперь возможности частных компаний по инвестициям в космические проекты станут значительно шире. На чем будут основываться принципы ГЧП, какие проекты этот механизм затронет и какую пользу это принесет российскому космосу, читайте в нашем разборе.