Зонд BepiColombo выйдет на орбиту Меркурия на год позже из-за сбоя двигателей
На орбите

Зонд BepiColombo выйдет на орбиту Меркурия на год позже из-за сбоя двигателей

3 сентября 2024 года, 10:40

Европейское космическое агентство (ЕКА) изменило траекторию полета автоматической межпланетной станции BepiColombo. Теперь аппарат выйдет на орбиту вокруг Меркурия на год позже запланированного срока — в ноябре 2026-го. Корректировки позволят компенсировать снижение характеристик его электроракетных двигателей, и, как заверяют исследователи, не отразятся на научной программе.

Следующий облет Меркурия зондом BepiColombo запланирован 4 сентября. Аппарат пройдет всего в 165 км от самой маленькой планеты Солнечной системы, что на 35 км ближе, чем планировалось изначально. Агентство приняло решение немного изменить траекторию его полета после обнаруженной в апреле проблемы с электроракетными двигателями, тяга которых упала из-за недостаточной мощности системы электроснабжения. Инженерам удалось восстановить тягу до 90% от первоначальной, но этого оказалось недостаточно, чтобы вывести BepiColombo на орбиту вокруг Меркурия в декабре 2025 года.

Альтернативный план полета зонда включает в себя предстоящий облет Меркурия, который станет четвертым из шести запланированных. Измененная траектория позволит BepiColombo выйти на орбиту вокруг планеты не в декабре 2025 года, а почти через год в ноябре 2026-го. Как отмечают в ЕКА, корректировки не повлияют на научную программу зонда, однако теперь ее начало также могут сдвинуть на год с весны 2026-го.

Основной причиной неисправности двигательной установки в ЕКА назвали «неожиданные электрические токи» между солнечными батареями, расположенными на перелетном модуле (Mercury Transfer Module, или MTM) и блоком распределения электроэнергии. Эти токи снизили мощность, передаваемую на двигательную установку. «После нескольких месяцев изучения проблемы мы пришли к выводу, что электроракетные двигатели перелетного модуля MTM будут продолжать работать с тягой ниже минимальной, необходимой для вывода на орбиту вокруг Меркурия в декабре 2025 года», — заявил руководитель программы BepiColombo Санта Мартинез. Для компенсации потери тяги и была разработана альтернативная траектория подлета к цели.

Во время предстоящего облета в среду 10 приборов на борту будут собирать данные, о состоянии аппарата, а также об «обстановке» вокруг планеты. Основная камера аппарата не будет работать, поскольку во время полета ее обзор будет заблокирован. Однако это не помешает делать снимки трем дополнительным технологическим камерам, которые, в том числе, позволят получить первые изображения южного полюса Меркурия с близкого расстояния.

BepiColombo — совместная миссия ЕКА и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) по исследованию Меркурия путем вывода на орбиту вокруг планеты двух аппаратов – орбитального блока Mercury Planetary Orbiter и зонда для исследования магнитосферы Mercury Magnetospheric Orbiter. Свой вклад в создание зонда внесли и российские ученые: четыре прибора в составе научной аппаратуры созданы при участии Института космических исследований РАН. Станция отправилась в космос 20 октября 2018 года с помощью европейской ракеты-носителя Ariane 5. Путь до Меркурия должен был занять чуть более семи лет. За это время планировалось совершить девять гравитационных маневров: один — вокруг Земли, два — вокруг Венеры и шесть — вокруг Меркурия.