«Хаббл» рассмотрел розовые «щупальца» Андромеды
Большой взрыв

«Хаббл» рассмотрел розовые «щупальца» Андромеды

2 сентября 2024 года, 13:13

Космический телескоп «Хаббл» предоставил широким кругам ученых и «гражданских» зрителей возможность насладиться новым видом Туманности Андромеды — самой большой галактики Местной группы (если астрономы верно оценили габариты нашего собственного Млечного Пути). Особо отчетливо получились на этом изображении ее длинные и изящные спиральные рукава.

Оценка количества звезд в нашей родной галактике остается крайне сложной задачей — как раз потому, что мы не можем взглянуть на нее со стороны (из-за чего данные легко занизить на порядок). Таких проблем нет с Туманностью Андромеды — находясь в 800 килопарсеках (или 2,5 миллиона световых лет) от нас, она видна целиком, во всем великолепии триллиона населяющих ее светил.

Что сразу бросается в глаза при взгляде на Андромеду — это огромное количество звездных скоплений. Их уже открыто около 400 (и предполагается, что еще как минимум полсотни могут до сих пор дожидаться своего обнаружения). Некоторые из них (массивные, но довольно молодые) не имеют аналогов в нашей собственной галактике. А самое яркое из них (и вообще в Местной группе) — Майалл II — имеет массу в 7-15 миллионов Солнц, что заставляет заподозрить в нем ядро поглощенной карликовой галактики.

Эти скопления, перемежаемые армиями свободно дрейфующих звезд, и составляют невероятной длины спиральные «щупальца» Галактики Андромеды. Благодаря увеличению «Хаббла» структуру одного из них можно изучить в мельчайших подробностях: видны даже небольшие полосы ионизированного водорода, указывающие на недавнюю вспышку звездообразования.

Звездообразование составляет еще одну загадку Андромеды. Его интенсивность в этой галактике составляет всего 20-30% от регистрируемого в Млечном Пути. В результате «население» этой огромной галактики в среднем гораздо старше, чем нашей. Необходимо от двух с половиной до трех лет, чтобы внутри Туманности Андромеды появился эквивалент одного-единственного Солнца.

Для получения данного изображения были объединены наблюдения сразу двух камер «Хаббла» — ACS и широкоугольной WFC3. Это обеспечивает широкий спектральный охват и дает возможность увидеть звезды сквозь завесу из газа, наблюдая все их разнообразие. Возможно, благодаря наблюдениям сродни нынешнему ученые смогут глубже погрузиться в тайны поведения галактик, разбросанных гораздо дальше во Вселенной.