Тайна потемневшего гиганта: действительно ли Бетельгейзе — двойная звезда
Одна из ярчайших звезд на земном небе, колоссальная Бетельгейзе, может быть вовсе не так близка к взрыву, как считалось ранее, а колебания ее яркости вызваны не приближающимся концом, а звездой-компаньоном. К такому выводу пришла команда астрофизиков, которая решила внимательнее присмотреться к поведению красного сверхгиганта.
Когда говорят, что Бетельгейзе огромна, это не преувеличение, а, скорее, приуменьшение. Если поместить ее в Солнечную систему, то поверхность звезды окажется за пределами орбиты Юпитера (по максимальным оценкам). При этом ее масса всего в 12-19 раз больше солнечной, что делает красного сверхгиганта крайне разреженным. И необычайно ярким — примерно в 105 000 раз ярче Солнца. Из-за этого даже находясь на расстоянии 642 световых лет Бетельгейзе является одним из самых эффектных светил на нашем звездном небе.
Однако самое интересное — это пульсации Бетельгейзе. Циклов изменчивости у нее несколько и все они так или иначе говорят о том, что звезда доживает свои последние тысячелетия (а, возможно, столетия). Но самым интересным является один, наиболее длительный. Его протяженность составляет 2 170 дней (в пять раз больше обычного периода пульсации) и на первый взгляд он отлично ложится в диаграмму Герцшпрунга-Рассела. Тем не менее, его природа до сих пор неясна, и ее установление стало целью новой работы коллектива астрономов.
Лежащее на поверхности объяснение заключается в том, что данный цикл изменчивости — не более, чем результат пульсации внешних слоев звезды. Но это означает, что астрофизики ранее неверно оценили ее диаметр (который должен быть гораздо больше). Поэтому более правдоподобным объяснением ученые сочли другое: у Бетельгейзе есть компаньон.
Это должна быть звезда массой около 1,17 солнечных, которая вращается вокруг красного сверхгиганта по орбите с радиусом в 2,43 раза больше его собственного. Такой неожиданный спутник способен регулировать поведение пыли и газа, обильно разбросанных вокруг Бетельгейзе, и вызывать ритмические затемнения как раз того периода, который мы наблюдаем с Земли.
Ученые даже предложили для этой звезды название — β Ориона (Бетельгейзе, соответственно, носит имя α Ориона). Гипотеза о ее существовании (ранее, к слову, уже выдвигавшаяся), бесспорно, требует проверки. Но если она подтвердится — то не исключено, что слухи о скором взрыве красного сверхгиганта, который должен будет стать одним из самых ярких космических явлений за всю историю астрономии, окажутся несколько преувеличенными.