Космические изгои: «Уэбб» обнаружил шесть странных, одиноко блуждающих планет
Наука

Космические изгои: «Уэбб» обнаружил шесть странных, одиноко блуждающих планет

28 августа 2024 года, 09:28

Шесть новых планет-«изгоев», свободно дрейфующих в космическом пространстве, были обнаружены космическим телескопом «Уэбб». Уникальным это открытие делают отчетливо заметные следы процессов, в ходе которых сформировались одинокие странники. И эти детали несколько стирают для ученых вроде бы четкую грань между планетами и звездами.

Находящийся в Солнечной системе Юпитер так велик, что, как отмечают некоторые астрономы, будь он хоть немного больше (по последним расчетам — в 93 раза) и сформируйся в других условиях — непременно превратился бы в небольшую звезду. Или, по крайней мере, в коричневый карлик. Однако новые открытия демонстрируют, что образование звезд, планет и объектов, которые можно считать «переходным звеном», является гораздо более сложным и не до конца предсказуемым процессом.

Обнаружение «Уэббом» шести планет-изгоев, плывущих через туманность Персея в 960 световых годах от нас, немедленно встало в ряд таковых. Космические тела, каждое из которых в 5-10 раз массивнее Юпитера, не имеют никаких признаков звездной природы. Кроме того, что они, похоже, образовались именно как звезды — конденсируясь непосредственно из облаков галактического газа.

Более того, один из «свободных юпитеров» сам окружен газопылевым диском, в котором, не исключено, вскоре могут появиться его собственные планеты. Таким образом вскрывается пропасть между двумя основными способами формирования планет — в околозвездном «бублике» из газа и пыли, или из одинокого газового облака. Дело в том, что при всей своей чувствительности «Уэбб» не смог обнаружить ни одной свободной планеты легче 5 масс Юпитера. По-видимому, это нижний предел для планет, формирующихся без участия звезды.

«Мы изучаем самые границы процесса звездообразования. Если у вас есть некий объект, крайне похожий на молодой Юпитер, возможно ли, чтобы при правильных условиях он мог стать звездой? Этот контекст чрезвычайно важен для понимания генезиса как звезд, так и планет», — рассуждает руководитель команды исследователей, астрофизик Адам Ланжевельд.

Наибольший интерес у ученых будит та самая планета, вокруг которой, как вокруг крошечной звезды, находится газопылевой диск. Астрономы пока не пришли к единому выводу относительно того, как стоило бы называть появляющиеся в нем тела — лунами (то есть спутниками) или все-таки мини-планетами. В качестве своего следующего шага они называют тщательное изучение атмосфер, которыми обладают шесть одиноких миров. Это должно позволить им провести более точную границу между только что обнаруженными в области звездообразования NGC 1333 газовыми гигантами и их более массивными «собратьями» — коричневыми карликами.