Ученые SETI впервые искали инопланетный разум в других галактиках
Наука

Ученые SETI впервые искали инопланетный разум в других галактиках

27 августа 2024 года, 10:25

Целый ряд исследовательских институтов, объединившись, предпринял масштабную операцию по охоте за внеземным разумом, не имеющую прецедентов в истории. А именно: поиск инопланетных цивилизаций не внутри Млечного Пути, а за его пределами. При этом главным рабочим диапазоном ученых стали низкие радиочастоты.

Участниками нового научного предприятия стали Институт SETI, Исследовательский центр SETI в Беркли и Международный центр радиоастрономических исследований. Каждый из этих институтов неоднократно занимался поиском проявлений разумной жизни в пределах нашей Галактики. В том числе — на низких радиочастотах. Но выход за границы Млечного Пути и целенаправленная попытка уловить техносигналы, исходящие из гораздо более отдаленных уголков Вселенной, произошли впервые.

Главным инструментом исследователей стал радиотелескоп MWA (Murchison Widefield Array) в Западной Австралии, который должен был проводить сканирование космоса в диапазоне ниже 100 МГц. Всего за время работы в поле его наблюдения попало чуть больше 2800 галактик, из которых почти для половины было рассчитано точное расстояние. Благо, широта поля зрения MWA сделала это возможным без потери точности.

Этим шагом ученые надеялись поднять поиски внеземного разума на качественно новую высоту, сразу в тысячи раз увеличив его размах. Это, впрочем, налагает ограничения другого рода: чтобы произвести сигнал, который может достичь Земли из другой галактики, гипотетической цивилизации необходимо столько энергии, сколько излучают несколько крупных звезд.

Кроме того, нет ни малейших гарантий, что какая бы то ни было инопланетная цивилизация будет использовать для своих целей радиосвязь (и на Земле уже есть гораздо более перспективные лазерные технологии). И даже если радиосигналы посылаются — совершенно не факт, что хоть один из них случайно будет направлен как раз в сторону Земли.

Все это объясняет, почему отсутствие четко идентифицированных техносигналов не является провалом исследования или доказательством того, что разумной жизни в других галактиках нет. Ученые единогласно подчеркивают, что сама постановка задачи, требующей такого резкого увеличения поискового пространства, уже привела к совершенствованию методов поиска и лучшему использованию уникальных возможностей телескопов. А значит, это исследование будет лишь первым в длинном ряду подобных проектов.