Не те скафандры: возвращению застрявшего на МКС экипажа Starliner может помешать еще одна проблема
Около месяца назад NASA признало, что экипаж многострадального Starliner может вернуться на Землю на другом корабле — Crew Dragon компании SpaceX. Такое развитие событий допускали многие эксперты, отмечая, что это намного безопаснее, чем доставить астронавтов Бутча Уилмора и Суниту Уильямс на проблемной разработке Boeing. Однако еще неизвестно, какой из этих двух вариантов менее рискованный: оказалось, что скафандры Starliner и Crew Dragon не прошли тест на совместимость.
Окончательное решение по поводу дальнейшей судьбы корабля Starliner и его экипажа, который фактически застрял на МКС, в американском аэрокосмическом агентстве пообещали принять в конце августа. Время идет, но NASA и Boeing пока еще продолжают оценивать риски, параллельно разрабатывая планы на случай чрезвычайной ситуации.
В компании-разработчике корабля по-прежнему уверены, что «Старлайнер» сможет безопасно вернуть Суниту Уильямс и Бутча Уилмора на Землю, несмотря на проблемы с двигателями, однако в агентстве предлагают не торопиться с выводами и все тщательно проверить. Более того, даже рассматриваются альтернативные варианты — например, включение двух астронавтов в состав экипажа Crew-9, который отправится на орбиту на Crew Dragon в сентябре, а вернется — в феврале 2025 года.
Но все бы ничего, если бы не новая проблема. Оказалось, что скафандры Starliner несовместимы с теми костюмами, в которые обычно облачаются «пассажиры» Crew Dragon. Причиной тому — программа NASA по развитию частных пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС Commercial Crew Program. В рамках этой программы, которая финансировала разработку Starliner и Crew Dragon, компаниям разрешалось проектировать и внедрять свои инновации, но при одном условии — эти нововведения должны соответствовать требованиям и стандартам безопасности NASA.
Впрочем, в агентстве не уточнили ничего насчет совместимости скафандров, в то время как Boeing и SpaceX выбрали разные подходы к проектированию этих спецкостюмов. Как итог — скафандры не могут взаимозаменять друг друга.
Иными словами, если NASA утвердит возвращение Уильямс и Уилмора на корабле SpaceX, то астронавтам придется лететь без своих скафандров. Несмотря на то, что костюмы для внутрикорабельной деятельности (IVA) отличаются от используемых для выхода в открытый космос (EVA), участники полета все равно их надевают — чтобы обеспечить защиту в случае падения давления в кабине или другой чрезвычайной ситуации. «Они также могут помочь в регулировании температуры, а в некоторых случаях собирать данные и передавать их в программное обеспечение космического аппарата», — заметили эксперты.
Выход из ситуации все же есть. Если NASA решит вернуть Уильямс и Уилмора в составе Crew-9 (в таком случае на МКС в сентябре полетят не четверо, а двое, чтобы была возможность разместить на Crew Dragon экипаж Starliner), то агентство могло бы прислать для них обоих два запасных скафандра. Независимо от того, какой сценарий будет выбран, отказ от возвращения астронавтов на Starliner «причинит боль» Boeing, которая вложила в свою разработку миллиарды долларов, и станет серьезным вотумом недоверия.