Ученые разоблачили «заговор» о влиянии темной материи на звезды
Наука

Ученые разоблачили «заговор» о влиянии темной материи на звезды

21 августа 2024 года, 12:58

Международная команда физиков опровергла давний «заговор» в астрономии, согласно которому темная материя каким-то необъяснимым образом взаимодействует со звездами. Используя Очень большой телескоп в чилийской пустыне Атакама, они разрешили загадку, которая озадачивала их коллег на протяжении четверти века.

«Заговор» появился, когда астрономы накопили достаточно подробных данных о галактиках, чтобы прийти к неким обобщающим выводам. Тогда оказалось, что несмотря на разные возраст, форму, размеры, массу и прочие характеристики, у всех галактик была одна общая черта: одинаковое распределение плотности вещества от центра к периферии. Что казалось совершенно необъяснимым без привлечения темной материи и ее загадочного влияния.

Астрофизики тогда пришли к выводу, что темная материя и звезды должны входить в компенсаторное взаимодействие, создавая связанные структуры и поддерживая таким образом некий баланс. Но ни один ученый не мог предложить достаточно правдоподобный механизм такого взаимодействия, который обнаруживался бы на практике. Некоторые из них предлагали пересмотреть даже сами модели эволюции галактик. Но при ближайшем рассмотрении все оказалось гораздо проще.

Команда, объединившая исследователей от Германии до Австралии, пришла к выводу, что обнаруженное 25 лет назад сходство связано не с самими галактиками, а с техникой и методологией их изучения землянами. А значит, представляет собой скорее артефакт наблюдений, чем феномен природы.

Самостоятельно изучив 22 галактики при помощи Очень большого телескопа (с детализацией, о которой в конце ХХ века можно было только мечтать), астрономы смогли создать гораздо более сложные и многофакторные их модели, не содержащие тех упрощений и допусков, которые были характерны для старых исследований. Более того, результаты прошли через суперкомпьютер OzStar Университета Суинберна, что эквивалентно 8 000 часам работы обычного ПК.

Все это сделало возможным заключить: распределение массы в космических структурах, содержащих триллионы светил, на самом деле гораздо более сложное и неравномерное, чем казалось ранее. А значит, ни в каком особом взаимодействии темной энергии и звезд просто нет нужды. Таким образом, Вселенная в очередной раз оказалась удивительнее и богаче всех излишне наивных представлений о ней.