Мнения

Гендиректор РКЦ «Прогресс»: Эксперименты на «Бионе-М» помогут в полетах людей на Луну и Марс

Недавно с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту грузовой корабль «Прогресс МС-28». Она производится Ракетно-космическим центром (РКЦ) «Прогресс» (входит в Роскосмос) и в настоящий момент является одним из основных российских средств доставки грузов в космос. Самарское предприятие производит не только ракеты, но и спутники различного назначения. О том, в какой стадии находятся аппараты «Бион-М» №2, «Ресурс-П» №5, «Обзор-Р», «Аист-2Т» когда планируется их запуск, судьбе оборудования  на космодроме Куру во Французской Гвиане, а также создании ракет-носителей «Амур-СПГ» и «Союз-5» в интервью Pro Космос рассказал генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов.

21 августа 2024 года

«Состав научной аппаратуры, установленной на «Бионе-М» №2, уникален»

— Ранее глава Института медико-биологических проблем (ИМБП РАН) сообщал о планах запустить спутник «Бион-М» №2 в сентябре. Затем пришла информация о переносе запуска на следующий год. В каком состоянии находится аппарат? Все ли системы готовы?

В соответствии с графиком изготовления космического аппарата «Бион-М» №2, утвержденным генеральным директором Роскосмоса», «Прогрессу» для укомплектования спутника должны быть поставлены 21 наименование обеспечивающей и 19 наименований научной аппаратуры. К настоящему моменту обеспечивающая аппаратура поставлена в полном объеме, а из 19 объектов научной аппаратуры поставлено 18.

РКЦ «Прогресс» своими силами изготовил агрегаты и бортовую кабельную сеть, а также 24 из 26 наименований приборов, предназначенных для укомплектования спутника. Завершается изготовление двух наименований приборов из состава системы электропитания и автоматики системы приземления. Прошел очередной этап электрорадиотехнических испытаний, идут работы по сборке и испытаниям спускаемого аппарата.

Сильно ли отличается новый аппарат от уже запущенного? Будут ли на нем испытаны новые технологии, которые планируется использовать в перспективной пилотируемой космической технике?

«Бион-М» №2 отличается от «Биона-М» №1 научной программой и условиями полета. Состав научной аппаратуры, установленной на втором спутнике, уникален, вся научная аппаратура – а это девятнадцать наименований – новая разработка.

В отличие от первого «Биона-М» в этот раз не предполагается проведение экспериментов с гекконами и улитками. Из живых организмов на борту «Биона-М» №2 будут мыши и мухи-дрозофилы; в космос отправятся 75 мышей, что на 30 особей больше, чем летало на «Бионе-М» №1. В связи с увеличением числа «пассажиров», дорабатывается и система обеспечения жизнедеятельности.

С учетом изменения состава научной аппаратуры и условий эксплуатации был уточнен и состав обеспечивающей аппаратуры «Биона-М». Например, видеоинформация о состоянии биообъектов передается на наземные пункты приема с использованием высокоскоростной радиолинии.

Еще одним новшеством стало использование в системе электропитания спутника литий-ионных аккумуляторных батарей с соответствующей регулирующей аппаратурой, в том числе разработанной нашем предприятием.

Полученные результаты будут использованы при разработке технологий и методов для обеспечения безопасности будущих пилотируемых полетов на Луну и Марс.

Дата запуска «Биона-М» №2 сейчас уточняется.

«Аист-2Д» передал последние снимки за 9 дней до схода с орбиты

Недавно на орбите было зафиксировано разрушение первого спутника «Ресурс-П». Установлена ли причина инцидента?

«Ресурс-П» № 1 выведен из эксплуатации с 1 января 2022 года, и к моменту разрушения давно находился в неконтролируемом полете.

Ведутся ли работы, чтобы снизить вероятность разрушения аппаратов на орбите в будущем?

Да, такие работы ведутся.

Как себя проявил аппарат «Ресурс-П» №4? В какой стадии готовности находится пятый аппарат?

«Ресурс-П» №4, запущенный 31 марта этого года и введенный в эксплуатацию 14 июня, в настоящее время работает без замечаний. «Ресурс-П» №5 сейчас проходит испытания на «Прогрессе». Его запуск запланирован на IV квартал этого года.

В какой стадии находится создание аппаратов следующего поколения – «Ресурс-ПМ»?

В соответствии с госконтрактом, заключенным с Роскосмосом, РКЦ «Прогресс» совместно с кооперацией проводит работы по созданию космической системы со спутниками «Ресурс-ПМ» №1 и №2. Сейчас предприятия-соисполнители завершают комплектование электронной компонентной базы для создаваемой бортовой аппаратуры. Идет изготовление аппаратуры и составных частей для обоих космических аппаратов. «Прогресс» уже получил ряд систем как для первого, так и для второго спутников.

— Помимо оптических спутников, вы ведете работу по созданию радиолокационного аппарата «Обзор-Р». Когда он отправится на орбиту? Сколько всего спутников этой серии планируется создать?

— «Прогресс» завершает работы по созданию космического комплекса «Обзор-Р» со спутником «Обзор-Р» №1, который планируется запустить в IV квартале 2024 года. В настоящее время идет этап технического проектирования космического аппарата «Обзор-Р» №2, государственный контракт на создание которого подписан в 2023 году.

— В чем отличия спутников «Обзор-Р» и «Кондор-ФКА»?

— «Обзор-Р» и «Кондор-ФКА» являются частью отечественной группировки радиолокационных космических аппаратов. Они различны по конструктивному исполнению, включая радиолокационную аппаратуру, а главное - работают в разных диапазонах излучения, из-за чего их выходная информация обладает разными свойствами. Однако данные, полученные от обоих аппаратов, будут востребованы потребителями.

— В этом году завершил работу аппарат «Аист-2Д». Он будет находиться на орбите захоронения или планируется его сведение с орбиты?

Малый космический аппарат «Аист-2Д» начинал работать на высоте 500 км. За почти 8 лет активной работы его высота опустилась до такого уровня, что аэродинамическое воздействие привело к сходу спутника с орбиты и сгоранию в верхних слоях атмосферы. При этом «Аист-2Д» продолжал выполнять целевую задачу до последнего момента – последние снимки были получены за 9 дней до схода с орбиты, когда он находился на высоте 250 км.

Завершено ли создание аппаратов «Аист-2Т»? Когда они будут отправлены на орбиту?

Работы по созданию малых космических аппаратов «Аист-2Т» сейчас в завершающий стадии. Собраны оба спутника, пока без телескопов. «Аист-2Т» №1 прошел этап электрических испытаний обеспечивающей аппаратуры, начаты испытания «Аиста-2Т» №2. Запуск спутников запланирован на декабрь.

«До настоящего времени наше оборудование из Французской Гвианы не возвращено»

Все ли оборудование РКЦ «Прогресс» вывезено с космодрома Куру? Остаются ли там еще ракеты? Когда планируете вернуть?

До настоящего времени наше оборудование из Французской Гвианы не возвращено. Возврат в Россию оборудования и ракет-носителей в краткосрочной перспективе не представляется возможным по объективным причинам.

— Будет ли в этом году открыта полноценная опытно-конструкторская работа (ОКР) по созданию ракеты «Амур-СПГ»?

Техническое проектирование космического ракетного комплекса «Амур-СПГ» с ракетой-носителем «Амур» завершается во второй половине 2025 года. Полноценное открытие ОКР по созданию ракеты возможно только после защиты технического проекта и утверждения Федеральной целевой программы «Метан». Госкорпорация «Роскосмос» пока не озвучивает сроки старта этой программы.

Когда возможен выход перспективной ракеты «Союз-5» на международный рынок? Каким планируется первый пуск?

Первый пуск «Союза-5» в настоящее время запланирован с макетом полезного груза. Одновременно прорабатываются различные предложения в отношении запуска коммерческих спутников на «Союзе-5».