На пути к Юпитеру: станция JUICE прошла в 750 км от Луны и приближается к Земле
На орбите

На пути к Юпитеру: станция JUICE прошла в 750 км от Луны и приближается к Земле

20 августа 2024 года, 12:08

Европейская автоматическая межпланетная станция Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) приступила к серии гравитационных маневров, которые помогут ей выйти на орбиту вокруг самой большой планеты Солнечной системы. 19 августа зонд пролетел на минимальном расстоянии от Луны, всего в 750 километрах от ее поверхности, и сегодня ночью готовится приблизиться к Земле.

Близкий пролет Луны — это первый гравитационный маневр, который должна была совершить автоматическая станция JUICE на пути к Юпитеру. По данным астрономов, он состоялся 19 августа в 00:15 по московскому времени. В тот же момент аппарат сделал несколько снимков с помощью двух бортовых камер, которые изначально были созданы для подтверждения развертывания его солнечных батарей и научных приборов. Европейское космическое агентство (ЕКА) обнародовало фотографии в прямом эфире.

Благодаря маневру возле Луны космический зонд был направлен на тесное сближение с Землей — как ожидается, 21 августа в 00:56 мск дистанция между JUICE и нашей планетой составит всего 6807 километров. Специалисты отмечают, что его можно будет увидеть в бинокль или телескоп — он пролетит над Юго-Восточной Азией и Тихим океаном. За его перемещениями активно следят различные наземные обсерватории и астрономы-любители.

Так, неделю назад астрофизик Джанлука Маси, участник проекта Virtual Telescope Project, смог запечатлеть, как межпланетный зонд приближается к Луне. На его снимке JUICE виден как слабое пятнышко света, окруженное большим количеством ярких звездных следов. Изображение было сделано с расстояния примерно 2,75 миллиона километров от нашей планеты. Ранее в этом месяце, 3 и 4 августа, поймать станцию в объектив своего телескопа удалось ЕКА — с помощью наземной станции агентства на Тенерифе, Испания.

Впрочем, во время сближения JUICE с Землей такой возможности не представится. Дело в том, что все станции приема телеметрии ЕКА в Тихоокеанском регионе находятся в Южном полушарии, поэтому команда зонда не сможет связаться с ним в ночь на 21 августа.

Космический зонд JUICE был запущен 14 апреля 2023 года на борту европейской ракеты-носителя Ariane 5. Через четыре дня после этого были опубликованы первые снимки, сделанные станцией, а 15 мая ей удалось успешно развернуть антенну подповерхностного радара. Главная цель экспедиции — выйти на орбиту вокруг Юпитера и изучать три его крупнейших спутника — Европу, Ганимед и Каллисто. Считается, что под ледяными панцирями этих лун находятся океаны жидкой воды, поэтому JUICE предстоит оценить их потенциальную пригодность для жизни.

Однако добраться до Юпитера автоматическая станция сможет еще очень не скоро: через год она совершит гравитационный маневр у Венеры и в сентябре 2026 года снова пролетит мимо Земли. Третий маневр у нашей планеты ожидается в январе 2029 года, а прибытие в систему Юпитера — в июле 2031-го. Затем зонд дважды пролетит Европу, в декабре 2034 года выйдет на орбиту Ганимеда, а в конце 2035-го упадет на поверхность этого спутника, завершив свое путешествие.

В ноябре прошлого года межпланетная станция JUICE выполнила первый важный маневр на пути к Юпитеру. Для коррекции своей орбиты она потратила 43 минуты и почти 10% от всего запаса топлива. JUICE является одним из самых тяжелых межпланетных зондов — ее масса составляет около шести тонн.