Топ-10 стран, граждане которых первыми покорили космос
Космический архив

Топ-10 стран, граждане которых первыми покорили космос

16 августа 2024 года, 11:05

12 апреля 1961 года Советский Союз (и его правопреемник – Российская Федерация) стал первой в мире страной, представитель которой совершил космический полет. Сегодня мы продолжаем наш исторический рейтинг. На этот раз - Топ-10 стран, граждане которых первыми покорили околоземное пространство.

1. СССР (Россия)

Юрий Гагарин облетел Землю 12 апреля 1961 года за 106 минут (а не за 108, как было первоначально ошибочно зафиксировано) на космическом корабле «Восток» и благополучно приземлился. После полета он продолжил службу в Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС, стал полковником, депутатом Верховного совета СССР 6 и 7 созывов, заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и даже почетным вождем племени Кпелле (Либерия). Добился допуска к космическим полетам и в апреле 1967 года дублировал командира «Союза-1» Владимира Комарова. Гагарин погиб в авиакатастрофе 28 марта 1968 года во время тренировочного полета. Похоронен в Кремлевской стене.

2. США

20 февраля 1962 года подполковник Корпуса морской пехоты США Джон Гленн за 4 часа 55 минут 23 секунды на космическом корабле серии «Меркурий» с именем собственным «Френдшип-7» выполнил три оборота вокруг Земли и стал 3-м землянином, совершившим орбитальный космический полет.

В 1998 году Гленн в возрасте 77 лет совершил свой второй космический полет - на челноке "Дискавери", который продолжался 213 часов 44 минуты. Глену принадлежит рекорд по времени перерыва между первым и вторым космическим полетом. Также это единственный случай космического путешествия действующего высокопоставленного политика. Гленн с 1974 и по начало 1999 года был сенатором США и даже пытался выдвигаться в кандидаты в президенты от Демократической партии. Скончался в возрасте 95 лет в 2016 году.

3. Чехословакия

Капитан чехословацких ВВС Владимир Ремек со 2 по 10 марта 1978 года совершил космический полет на советских космическом корабле «Союз-28» и орбитальной станции «Салют-6» в качестве космонавта-исследователя. Его командиром был полковник Алексей Губарев. На «Салюте-6» гостей принимали Юрий Романенко и Георгий Гречко. Полет Ремека продолжался 7 суток 22 часа и 16 минут.

После полета Ремек служил заместителем начальника военного НИИ Praze-Kbelich, затем пять лет начальником экспозиции «Авиация и космонавтика» Военного музея в Праге. В 1995 году ушел в отставку в звании полковника. Семь лет работал представителем АО «ЧЗ Страконице» в Москве, в 2002 году - советником по экономике (торговым советником) посольства Чешской Республики в Москве. В 2004 года по списку Коммунистической партии Чехии и Моравии был избран депутатом Европарламента от Чехии. С 2013 по 2018 года он был послом Чехии в России. Сейчас на пенсии.

4. Польша

Первым поляком в космосе стал майор авиации Войск противовоздушной обороны Мирослав Гермашевский. Космический полет он совершил вместе с полковником Петром Климуком с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве космонавта-исследователя на корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6». На станции советско-польский экипаж встречали Владимир Ковалёнок и Александр Иванченков. Полет Гермашеского продолжался 7 суток 22 часа 02 минуты 59 секунд.

После полета Гермашевский продолжил военную службу.  В 1981 году, после введения в Польше военного положения, входил в состав Военного совета национального спасения, затем служил заместителем начальника Главного политического управления Польской армии, начальником Высшей офицерской летной школы в Демблине, заместителем командующего ВВС и ПВО Польши. В 2000 году ушел в отставку в звании бригадного генерала и до 2008 года был депутатом Сейма. Скончался 12 декабря 2022 года от послеоперационных осложнений. Похоронен на Воинском кладбище в Повонзках в Варшаве.

5. ГДР

С 26 августа по 3 сентября 1978 года подполковник авиации войск ПВО Германской Демократической Республики Зигмунд Йен совершил полет длительностью 7 суток, 20 часов 49 минут на космическом корабле «Союз-31» вместе с полковником Валерием Быковским и орбитальной станции «Салют-6» Вместе с Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым.

После полета продолжил военную службу, занимался дистанционным зондированием Земли, в том числе в интересах минобороны ГДР. В 1983 году получил степень доктора наук в Центральном институте физики Земли в Потсдаме. В 1990 году, незадолго до воссоединения Германии, отправлен в отставку в звании бригадного генерала. После объединения Германии поступил работать в Немецкое космическое агентство (DLR) и направлен его представителем в Москву. С 1993 году он представлял в российской столице не только DLR, но и все Европейское космическое агентство. В 2007 году стал представителем ЕКА в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. Скончался 21 сентября 2019 года. Похоронен на кладбище города Штраусберг, земля Бранденбург.

6. Болгария

Полет майора авиации войск ПВО Болгарии Георгия Иванова (Какалова) оказался коротким, всего 1 сутки 23 часа 01 минута 06 секунд. На «Союзе-33» при сближении со станцией «Салют-6» произошла авария основного двигателя. После еще целого ряда нештатных ситуаций командиру корабля Николаю Рукавишникову удалось посадить корабль используя резервный двигатель. Спуск происходил по баллистической траектории с 8-9 кратными перегрузками.

После полета Иванов продолжил воинскую службу инспектором в ВВС Болгарии. Был депyтатом 8-го и 9-го Национального cобpания (парламента) Болгарии, а в 1990 - 1991 годах - депутатом 7-го Великого Национального собрания. В 1989 году основал болгарско-итальянскую грузовую авиакомпании Ѕіgі Aіr Cargo. В 1991 году стал соучредителем и исполнительным директором транспортной авиакомпании Air Sofia, занимающейся не только воздушными перевозками, но и строительством гостинец, а также полей для гольфа. Доктор наук, ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта.

7. Венгрия

Капитан истребительной авиации войск ПВО Берталан Фаркаш в должности космонавта-исследователя стартовал на космическом корабле «Союз-36», а возвратился на «Союзе-35» с командиром Валерием Кубасовым. На борту «Салюта-6» их принимали Леонид Попов и Валерий Рюмин. Его полет продолжался 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды. Во время приземления отказали двигатели мягкой посадки и космонавты отделались лёгкими ушибами.

После полета Фаркаш продолжил военную службу, но ушел в запас, поступив в Будапештский Политехнический университет. После его окончания шесть лет работал там же ученым-исследователем и был членом исследовательской группысСовета «Интеркосмос» при Венгерской Академии наук. В 1992 году вернулся на военную службу, став заместителем Главкома ВВС Венгрии. В 1996 году служил военно-воздушным атташе в посольстве Венгрии в США, но через три месяца (по другим сведениям - через год) местная полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. В результате он был отозван, а в 1997 году уволен из армии в звании бригадного генерала. После этого он работал исследователем в Военном университете, был президентом российско-венгерского АО «Паннон Бартер», которое занималось налаживанием торговых связей между Венгрией и странами СНГ, председателем наблюдательного совета и совладельцем венгерской авиакомпании Atlant-Hungary Airlines, а так же президентом ОАО Airlines Service and Trade. Кандидат технических наук.

8. Вьетнам

В 1967 году, когда формировалась программа «Интеркосмос», Вьетнам из-за войны не вошел в нее, и в 1976 году не смог принять приглашение Советского Союза. Но в 1978 году Вьетнам все же нашел возможность с помощью советских ученых разработать программу научных исследований на борту орбитальной станции и в апреле 1979 года послал своих летчиков на подготовку к космическому полету. Несмотря на то, что Вьетнам подключился к программе «Интеркосмос» позже всех, его космонавт полетел после венгерского так после полетов космонавтов Чехословакии, Польши и ГДР было принято решение космонавтов соцстран посылать в космос по алфавиту: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия и Румыния.

Первым космонавтом Демократической Республики Вьетнам стал подполковник ВВС, Герой Вооруженных Сил (удостоен такой награды за первый сбитый американский бомбардировщик Б-52 27 декабря 1972 года) Фам Туан. Он с 23 по 31 июля 1980 года вместе с командиром корабля «Союз-37» (при возвращении «Союз-36») полковником Виктором Горбатко в качестве космонавта-исследователя совершил полет на орбитальную станцию «Салют-6», где ему помогали выполнить программу полета Леонид Попов и Валерий Рюмин. Продолжительность его полета составила 7 суток 20 часов 42 минуты.

После полета Фам Туан вернулся на учебу в  Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина (Монино), затем служил в ВВС Вьетнама на разных должностях, с 1992 году был начальником политического управления ВВС, с 2000 года - начальником Главного управления оборонной промышленности минобороны. Одновременно был депутатом Национального Собрания Вьетнама. Вышел в отставку в 2008 году в звании генерал-лейтенанта.

9. Куба

Подполковник кубинских ВВС Арнальдо Томайо-Мендес с 18 по 26 сентября 1980 года вместе с полковником Юрием Романгенко совершил полет на космическом корабле «Союз-38» и орбитальной станции «Салют-6» с Леонидом Поповым и Валерием Рюминым. Полет первого и единственного космонавта-кубинца продолжался 7 суток 20 часов 43 минуты 24 секунды.

После полета вернулся на службу в ВВС Кубы. Девять лет возглавлял Общество военно-патриотического воспитания, был депутатом четырех созывов Национальной ассамблеи Кубы от города Баракоа, где был председателем депутатской группы дружбы «Куба-Россия». С 1992 года служил начальником управления внешних сношений министерства обороны Республики Кубы. Ушел в отставку в звании бригадного генерала.

10. Монголия

В 1981 году на орбитальную станцию «Салют-6», на которой работали Владимир Коваленок и Виктор Савиных, на космическом корабле «Союз-39» прибыл первый космонавт Монголии капитан-инженер по авиационному оборудованию Жугдэрдэмидийн Гуррагчаа в сопровождении командира экипажа полковника Владимира Джанибекова. Полет продолжался 7 суток 20 часов 42 минуты 03 секунды.

Впоследствии первый космонавт Монголии дослужился до поста начальника штаба войск ПВО своей страны, несколько лет являлся министром обороны и депутатом Великого государственного хурала. Сейчас живет в Улан-Баторе, возглавляет Астропарк в составе Института астрономии и геофизики Академии наук Монголии.

Плюс Китай: стал 32-м в космосе, но должен был быть третьим

Наш Топ-10 стран, чьи представители первыми покорили космос, был бы не полным без нынешней третьей космической державы. Хронологически стать третьим Китаю помешала исключительно политика.

В середине 1960-х в КНР разрабатывались пилотируемые корабли «Шугуан». В 1966 году дважды прототипы этого корабля с собаками на борту успешно вернулись из космоса на Землю.  В 1971 году для полетов на кораблях «Шугуан» были отобраны 20 кандидатов в космонавты. Первый пилотируемый полет планировался на 1973 год, но в 1972 году программу по неизвестным причинам закрыли.

Во второй раз китаец мог оказаться в космосе в 1978 году. В 1976-м в рамках программы «Интеркосмос» Советский Союз выступил с инициативой включения представителей всех соцстран в экипажи для полета на советских космических кораблях и орбитальных станциях. Однако по разным причинам от предложения отказались Югославия, Албания, Вьетнам, Северная Корея и Китай, идущий своим путем и находившийся с нашей страной на тот момент не в самых дружественных отношениях.

В итоге только 15 октября 2003 года полковник ВВС Китая Ян Ливей на космическом корабле «Шеньчжоу-5» совершил успешный полет длительностью 21 час 22 минуты 45 секунд. Он стал первым космонавтом КНР, а Китай лишь 32-й страной, представитель которой побывал на околоземной орбите. При этом КНР – это третья после СССР (России) и США и последняя на сегодняшний день страна, которая смогла отправить на околоземную орбиту своих граждан своими ракетами-носителями и космическими кораблями.