Телескоп-«охотник» за опасными астероидами отключен после 15 лет работы
На орбите

Телескоп-«охотник» за опасными астероидами отключен после 15 лет работы

12 августа 2024 года, 12:15

Космический телескоп НАСА WISE (в прошлом десятилетии прошедший «ребрендинг» и с тех пор называющийся NEOWISE) окончательно выведен из эксплуатации. Аппарат,  еще недавно занимавшийся обнаружением и исследованием малых тел в нашей Солнечной системе, по всей вероятности, сгорит в атмосфере Земли уже в текущем году.

WISE или «Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь» (Wide-Field Infrared Survey Explorer) был запущен на орбиту в 2009 году. За неполных три года работы, пользуясь своей в 500 раз большей, чем у предшественника IRAS, чувствительностью, аппарат не только сделал несколько потрясающих снимков Туманности Андромеды или ближайших к Солнцу звезд, но и обнаружил десятки тысяч астероидов. В 2011 году его перевели в режим «спячки», а в 2013-м вернули к работе.

С тех пор, уже под новым названием NEOWISE, телескоп занимался «планетарной обороной» — отслеживанием сближающихся с Землей объектов. Эта важнейшая деятельность продолжалось почти десять лет. Но 31 июля телескоп, по сообщению НАСА, провел свое последнее наблюдение. А чуть больше недели спустя агентство объявило о его окончательном выводе из эксплуатации. На телескоп пришла команда «выключить передатчик», после чего он должен замолчать навсегда.

К моменту отдачи последней команды (это сделали сотрудники Лаборатории реактивного движения НАСА), телескоп передал все собранные им научные данные и с точки зрения агентства превратился в обыкновенный кусок металла и микросхем. «Хотя нам грустно видеть, что эта смелая миссия подходит к концу», — заявила ответственная за научные предприятия НАСА Никола Фокс.

Причина вывода из эксплуатации проста: вращающийся на крайне невысокой орбите телескоп постепенно тормозится ионами в верхних слоях атмосферы. А так как на этапе проектирования никто не решился оснастить аппарат двигателями, его снижение скоро должно стать неконтролируемым. НАСА ожидает, что еще до конца года NEOWISE войдет в плотные слои атмосферы и разрушится. При этом падение обломков станет неконтролируемым и агентство деликатно избегает темы возможной опасности для землян, если не все они сгорят в полете.

Тем не менее НАСА считает это предприятие «экстраординарным успехом» (как и любой собственный проект) и напоминает, что инфракрасное зрение NEOWISE помогло произвести почти полтора миллиона высокоточных измерений 44 000 разнокалиберных объектов Солнечной системы. В том числе потенциально опасных: из 3 000 сближающихся с нашей планетой тел выведенный в отставку телескоп впервые обнаружил 215. На некоторое время наша планета останется без такого защитника: запуск следующего телескопа, предназначенного для обнаружения опасных астероидов, NEO Surveyor, состоится не ранее 2027 года.