SpaceX запустила два норвежских военных спутника связи
Запуски

SpaceX запустила два норвежских военных спутника связи

12 августа 2024 года, 08:35

Американская компания SpaceX провела успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 в интересах Министерства обороны Норвегии. Она отправила в космос два военных спутника связи, которые несут на своем борту множество приборов, в том числе транспондеры X- и Ka-диапазона. Аппараты будут работать на высокой эллиптической орбите, обеспечивая связь в полярном регионе, причем не только для норвежских военных, но и для Космических сил США.

Ракета Falcon 9 была запущена в понедельник, 12 августа, в 5:02 по московскому времени (2:02 UTC). Она стартовала с площадки SLC-4E базы Космических сил США «Ванденберг» в Калифорнии. Первая ступень носителя — B1061, которая отправилась в свой 22-й полет, — отработала штатно и совершила посадку на морскую платформу Of Course I Still Love You в Тихом океане примерно через 8,5 минуты после старта.

Между тем вторая ступень продолжила выведение полезной нагрузки на орбиту. Так, в частности, на ее борту находилось два норвежских спутника связи Arctic Satellite Broadband Mission (ASBM). Их общая масса составляет 7200 кг. Первый аппарат был развернут на орбите спустя 42,5 минуты после старта, а второй — через 47 минут. Отмечается, что они оба будут работать на высокой эллиптической орбите.

Также специалисты SpaceX сообщили об успешном спасении створок головного обтекателя. Для компании это был 78-й запуск в нынешнем году, 362-й пуск ракеты Falcon 9 и 377-й старт за все время.

Как сообщила компания Northrop Grumman, построившая два спутника, проект ASBM направлен на «расширение широкополосного покрытия в Арктическом регионе» в интересах Космических сил США и государственной компании Space Norway (занимается разработкой стратегической космической инфраструктуры Норвегии и управляет ею). Поэтому аппараты оснащены разными приборами, в частности транспондерами X- и Ka-диапазона для гражданской и военной связи.

Полезную нагрузку для спутников создали в Northrop Grumman и компании Inmarsat. Помимо транспондеров, на борту ASBM также размещен радиационный монитор. Ожидается, что срок их службы составит как минимум 15 лет. Спутники охватят всю область к северу от полярного круга, начиная с 65 градусов северной широты, и будут обеспечивать широкополосную связь для людей не только на земле, но и на морских судах и самолетах.

Минувшие выходные выдались для SpaceX не из легких. В субботу, 10 августа, компания запустила 21 спутник Starlink с мыса Канаверал во Флориде, а после этого должна была отправить в космос еще одну партию аппаратов из Космического центра Кеннеди NASA. Однако попытка пуска была прервана в момент, когда до конца обратного отсчета оставалось всего 46 секунд. В компании уточнили, что ракета и полезная нагрузка в порядке — новая попытка ожидается 12 августа в 13:37 мск. На орбиту должны отправиться 23 спутника Starlink.