SpaceX придумала, как не мешать радиотелескопам спутниками Starlink
Технологии

SpaceX придумала, как не мешать радиотелескопам спутниками Starlink

12 августа 2024 года, 14:23

Компания SpaceX прислушалась к чаяниям астрономического сообщества. Опасения ученых были связаны со спутниковой группировкой Starlink, численность которой на низкой околоземной орбите растет семимильными шагами. Чтобы не создавать помех радиотелескопам, компания Илона Маска разработала специальное ПО — оно позволит обмениваться данными между обсерваториями и спутниками Starlink.

Как признали в SpaceX, прямые передачи сигналов со спутников в направлении радиотелескопов могут действительно мешать астрономическим исследованиям. Но решить проблему можно — если разработать соответствующие методы. Над их созданием компания Илона Маска трудилась совместно с Национальной радиоастрономической обсерваторией США (НРАО) и Национальным научным фондом (NSF).

На протяжении нескольких лет команды пытались выяснить, могут ли «Старлинки» предоставлять связь рядом с радиотелескопами, но при этом не мешать им в исследовании космического пространства. Наконец выход был найден: специалисты предлагают задействовать фазированную антенную решетку спутников, чтобы менять направление лучей в режиме реального времени. В частности, с ее помощью можно уводить лучи в сторону от телескопов.

Для этого SpaceX создала программное обеспечение, чтобы радиоастрономические обсерватории и спутники Starlink могли обмениваться данными — иными словами, сеть Илона Маска получала бы информацию о графике наблюдений телескопов, направлении их наведения и частотном диапазоне. Такая технология позволит компании оперативно перенаправлять лучи спутников, если они будут проходить вблизи области наведения того или иного телескопа.

В SpaceX заверили, что это никак не отразится на их собственных клиентах — метод, напротив, как раз гарантирует бесперебойность обслуживания, в особенности абонентов спутников, которые находятся рядом с телескопами. Как добавили в компании, по этой схеме выстроена работа с 27 радиотелескопами Very Large Array, а также с радиотелескопом Ребера обсерватории Грин-Бэнк.

«SpaceX намерены продолжить свою работу с радиоастрономическим сообществом, чтобы расширить внедрение данного метода и на другие обсерватории во всем мире», — резюмировали в SpaceX.

Так или иначе, в компании Илона Маска пока не решили другую проблему — дополнительное излучение от новых спутников Starlink, поддерживающих прямое подключение к смартфонам. Исследование показало, что они излучают в радиодиапазоне в пять раз сильнее, чем обычные спутники серии. Это вызывает беспокойство астрономов, поскольку их наблюдения под угрозой.