Звезда в созвездии Геркулеса вращается не так, как должна
Наука

Звезда в созвездии Геркулеса вращается не так, как должна

1 августа 2024 года, 14:04

Ученым известно, что разные области Солнца вращаются вокруг своей оси с разной скоростью: быстрее всего — экватор, а полярные области находятся в положении вечно отстающих. Долгое время астрофизики считали, что это типично для всех остальных звезд, пока в текущем году не была открыта явная аномалия в поведении ближайшей солнцеподобной звезды — V889 Геркулес. У нее обе области в районе 40 градусов (в условных северных и южных полушариях) вращаются значительно быстрее, чем зона экватора. Это крайне странная аномалия, возможность которой не предсказывает ни одна из моделей звездообразования.

Неодинаковая скорость кругового движения различных зон поверхности Солнца (так называемое «дифференциальное вращение») объясняется его неоднородной структурой и постоянной конвекцией раскаленной плазмы. За десятилетия его изучения ученые привыкли считать этот феномен фундаментальным законом, общим для всех звезд (или, по крайней мере, близких по типу). Так продолжалось до недавнего времени, когда сюрприз преподнесла давно известная астрономам солнцеподобная звезда V889 Геркулеса.

Оранжевый карлик, расположенный примерно в 115 световых годах от нас, считался хорошо изученным, пока астрофизикам не пришло в голову установить особенности его вращения. Результат получился удивительным: области в районе 40 градусов вращаются значительно быстрее, чем экватор или полюса.

Ранее подобный профиль вращения не наблюдался ни у одной другой звезды за всю историю астрономических исследований и ни разу не был предсказан даже компьютерным моделированием. «Аномалии в профиле вращения V889 Геркулеса указывают на то, что наше понимание звездной динамики и магнитных сил неполное», — отметили астрономы.

На вращение звезды может влиять множество факторов: от ее массы, возраста и химического состава до особенностей магнитного поля. Но какие из них привели к столь странному поведению Геркулеса, пока неясно. Тем более, что другая, крайне похожая на неё звезда — LQ Гидры — демонстрирует вполне привычную ученым картину вращения. Тем не менее, движение пятен вдоль поверхности V889, которое долгое время автоматически отслеживалось целым рядом телескопов, не оставляет никаких сомнений в реальности феномена.

Возможно, объяснение странного профиля вращения стоит искать в возрасте исследуемых звезд — и у Геркулеса, и у Гидры он весьма небольшой, всего около 50 миллионов лет (то есть они в 92 раза моложе Солнца). Но пока что убедительной модели у ученых нет. Возможно, систематические наблюдения на современном технологическом уровне за другими солнцеподобными звездами в течение ближайших лет помогут разрешить эту неожиданную загадку.