Власти США поддержали увеличение числа запусков Starship из Техаса
Технологии

Власти США поддержали увеличение числа запусков Starship из Техаса

1 августа 2024 года, 09:37

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) готово разрешить SpaceX проводить больше запусков самой мощной ракетной системы в мире Starship /Super Heavy. Вместо пяти стартов в год из Техаса лицензию хотят расширить до 25-ти. В таком случае, разрешение также будет действовать на посадки многоразового корабля и ускорителя. Окончательное решение регулятор примет осенью.

В июне 2022 года FAA разрешила SpaceX ежегодно проводить до 5 запусков ракетной системы Starship /Super Heavy со стартовой площадки Starbase в Техасе. С тех пор компания Илона Маска отправляла свою главную разработку в испытательные полеты четыре раза (два – в 2023 году, и два – в 2024-м), и планирует пятый старт в течение ближайших двух месяцев. Поскольку с каждым новым полетом корабль Starhsip и Super Heavy добиваются все больших успехов, SpaceX планируют запускать их чаще. 

В связи с этим, компания попросила FAA расширить лицензию, чтобы выполнять до 25 запусков в год из Техаса, а также иметь возможность возвращать на стартовую площадку космический корабль и ускоритель. Речь идет о 50 посадках суммарно – 25 для Starship, и 25 для Super Heavy. Расширить права также предлагается для проведения тестов: до 90 секунд дневных статических огневых испытаний в год для Starship и до 70 секунд – для Super Heavy.

В ведомстве ответили, что готовы предоставить соответствующее разрешение. Федеральное агентство опубликовало 154-страничный «Проект многоуровневой экологической оценки» в связи с участившимися запусками Starship. «FAA пришло к выводу, что изменение существующей лицензии SpaceX на эксплуатацию Starship/Super Heavy соответствует предыдущей экологической документации, в соответствии с данными, содержащимися в PEA 2022 года, и что во время предыдущих полетов не произошло никаких существенных экологических последствий. Все соответствующие условия и требования предварительного одобрения были выполнены или будут выполнены в рамках текущего проекта», - говорится в заключении документа.

Таким образом, по сути, FAA заявляет, что проведенного в 2022 году обширного анализа воздействия Starship на окружающую среду будет достаточно и для предложенных SpaceX изменений в количестве запусков и посадок на площадке Starbase. Однако это заявление – не окончательное решение, а лишь один из семи этапов бюрократической цепочки. Власти продолжат анализировать ситуацию: до конца августа пройдет общественное обсуждение, после чего будет подготовлена окончательная экологическая оценка и вынесен финальный вердикт. Однако опубликованный на этой неделе документ говорит о том, что федеральный регулятор, по всей видимости, благосклонен к компании Илона Маска и вскоре примет решение в ее пользу.

Разрешение распространится и на более мощные варианты ракетной системы. Экологическая оценка в 2022 году учитывала базовую модификацию: 50-метровый Starship и 71-метровый ускоритель Super Heavy. В улучшенной версии корабль будет достигать 70 м в высоту, а первая ступень – 80 м. Тяга будет увеличена до до 10 тыс. тс, и для запуска более крупной и мощной системы потребуется более 1500 т топлива на жидком кислороде и метане. 

Одним из факторов, который играет на руку SpaceX, стал перенос большей части испытаний на площадку Мэсси примерно в 6 км от Starbase, где продолжают тестировать только ускорители Super Heavy. В связи с этим, компании больше практически не нужно перекрывать дорогу, которая ведет из Браунсвилла к пляжу Бока-Чика. На это регулярно жаловались экоактивисты и местные жители, подавая судебные иски и требуя остановить деятельность SpaceX в Южном Техасе. Теперь у них осталось меньше оснований для претензий. «SpaceX значительно сократила продолжительность операций и количество ограничений доступа жителей за счет инженерного анализа и усовершенствований. Количество ограничений движения при подготовке к первому полету системы по сравнению с третьим сократилось на 85%», - отметили в FAA.