Получены первые снимки двойника Юпитера у звезды, похожей на Солнце
Наука

Получены первые снимки двойника Юпитера у звезды, похожей на Солнце

25 июля 2024 года, 09:17

Сфотографировать планету на расстоянии в десяток световых лет — это все равно что горошину на орбите вокруг Луны (отношение размера объекта к расстоянию составляет примерно 1 к миллиарду). Тем не менее, для международной команды астрономов, которая «вооружилась» телескопом «Уэбб», эта задача оказалась посильной. Результатом стал снимок одной из самых холодных из известных на сегодняшний день экзопланет, своего рода космического двойника Юпитера.

Эпсилон Индейца A b — планета, сама по себе достаточно интересная. В 12 световых годах от Земли она вращается вокруг звезды класса К — ровесницы нашего Солнца, только чуть холоднее. По-видимому, характеристики светила и радиус орбиты наложили на газовый гигант (в несколько раз массивнее Юпитера) свой отпечаток: пока что это один из самых холодных миров, открытых за всю историю наблюдений — его средняя температура всего 2 градуса Цельсия.

Относительная близость, размеры и определенная экзотичность сделали Эпсилон Индейца A b многообещающим «натурщиком» для мощнейшего инфракрасного телескопа. Ведь практически все снимки, сделанные ранее (их, к слову, всего пара десятков), демонстрируют очень горячие и молодые экзопланеты. А планета-гигант, ранее по косвенным признакам угадывавшаяся в системе, обещала быть чем-то новым и непривычным. К сеансу «портретирования» астрономы начали готовиться сильно заранее и результат превзошел все их ожидания.

«Этот успех по-настоящему захватывающий, потому что планета невероятно напоминает Юпитер. Да, она чуть теплее и массивнее, но у нее с Юпитером гораздо больше общего, чем у любой другой планеты, которая была запечатлена до сих пор», — отметила ведущий автор исследования из немецкого Института астрономии Макса Планка, Элизабет Мэтьюз.

Итоговый пейзаж (созданный при помощи инфракрасной камеры MIRI) перед нами. Черный круг в центре закрывает звезду-хозяина, свет которой иначе не позволил бы разглядеть ничего поблизости от нее. А в левом нижнем углу, посреди иссиня-черного космического пространства, виднеется ярко-оранжевый шар. Это и есть Эпсилон Индейца A b.

К слову, вымышленные планеты этой системы (в том числе обитаемые) неоднократно фигурировали в научной фантастике (например, «Звездном пути»), но лишь теперь у нас есть возможность взглянуть на одну из них непосредственно.

Причем после появления фотографии не обошлось и без сюрпризов для самих астрономов: прежде всего, при ближайшем рассмотрении мир оказался в два раза тяжелее, чем ожидали ученые. Кроме того, он вращается по несколько другой орбите, немного дальше от своей звезды, да и атмосфера экзопланеты заметно отличается от предсказанной. Причины этих несоответствий все еще неизвестны. А значит, Эпсилон Индейца A b ждет еще не один раунд тщательного и всестороннего изучения.