Земля стала вращаться медленнее из-за глобального потепления
Наука

Земля стала вращаться медленнее из-за глобального потепления

22 июля 2024 года, 09:36

Вращение Земли постепенно замедляется и сутки становятся длиннее - пока на доли секунды, выяснили ученые NASA. Это следствие глобального потепления – масса планеты перераспределяется из-за таяния льда и повышения уровня мирового океана. Однако дополнительное время в сутках вряд ли поможет людям успевать больше, скорее напротив – приведет к негативным последствиям, таким как сбои в навигации.

Причина замедления Земли связана с теми же механизмами, из-за которых ось планеты отклонилась примерно на 10 метров за последние 120 лет. Ледники тают, а новые не успевают образоваться. То же самое происходит с подземными водами – они испаряются и не могут наполниться из-за отсутствия достаточного количества осадков. В результате происходит перераспределение массы планеты, она начинает вращаться медленнее, а ее ось смещается.

Чтобы это узнать, ученые сначала отслеживали движение полюсов, измеряя видимое движение звезд. Далее они использовали метод интерферометрии, проанализировав радиосигналы от квазаров. Исследователи давно предполагали, что движение полюсов происходит из-за процессов в недрах Земли и на ее поверхности.

С помощью алгоритмов машинного обучения, они проанализировали наблюдения за последние 120 лет и обнаружили, что 90% повторяющихся колебаний в период с 1900 по 2018 год можно объяснить изменениями в грунтовых водах, ледниковых покровах, ледниках и уровне моря. Остальное в основном было вызвано внутренней динамикой Земли, такой как колебание из-за наклона внутреннего ядра по отношению к основной массе планеты.

Исследователи также выявили закономерность в движении полюсов: повторяющиеся параметры фиксировались примерно каждые 25 лет в течение XX века и были связаны с изменением массы поверхности Земли. Это навело их на мысль о том, что причинами этих явлений по большей части были естественные климатические изменения, а не деятельность человека, как считалось ранее.

Специалисты NASA изучили данные со спутников GRACE (Gravity Recovery and Climate Experiment) и GRACE-FO, а также проанализировали результаты предыдущих исследований соотношения массы Земли, в которых изучалось влияние грунтовых вод и ледников на изменение уровня мирового океана в XX веке. Таким образом, им удалось смоделировать, как менялась продолжительность дня с 1900 по 2018 год.

Выяснилось, что с 2000 года сутки стали продолжительнее примерно на 1,33 миллисекунды. Это связано с ускоренным таянием ледников и ледяных щитов Антарктики и Гренландии из-за антропогенных выбросов парниковых газов в последние десятилетия.

Продолжительность суток увеличивалась на протяжении тысячелетий и хотя этот факт практически незаметен для человека, он важен для ученых, поскольку многие современные технологии, включая навигацию, основаны на точных данных. Исследователи отмечают, что изменение климата может замедлиться к 2100 году, но если этого не произойдет, сутки за следующее столетие могут стать еще на 2,62 миллисекунды длиннее.

Ранее исследователи выяснили, что выбросы солнечных частиц могут ослабить озоновый слой и магнитное поле Земли. В таком случае, снижение эффективности защитной оболочки подвергнет нашу планету воздействию высокой дозы радиации на сотни лет и изменит ДНК живых существ.