Экипаж Polaris Dawn испытал скафандры SpaceX для выхода в открытый космос
Проекты

Экипаж Polaris Dawn испытал скафандры SpaceX для выхода в открытый космос

19 июля 2024 года, 10:20

Экипаж Polaris Dawn завершил серию приемочных испытаний скафандров EVA для выхода в открытый космос, разработанных компанией SpaceX. В новейшие костюмы облачатся все четверо космических туристов, но только двоим из них предстоит на время покинуть борт пилотируемого корабля Crew Dragon. Если все пройдет по плану, это будет первая в истории внекорабельная деятельность с участием непрофессиональных астронавтов. Впрочем, когда стартует экспедиция, пока неизвестно: ее отложили после аварии ракеты Falcon 9.

Скафандры проверили в вакуумной камере Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне во время испытаний с 24 по 28 июня. Ранее здесь тестировали первые американские скафандры и космические корабли во время программ «Джемини» (Gemini) и «Аполлон» (Apollo).

В состав экипажа Polaris Dawn входят американский бизнесмен Джаред Айзекман, инженеры Сара Джиллис и Анна Менон, а также бывший пилот истребителя F-16 Скотт Потит. Во время этого полета будет впервые в истории совершен выход туриста в открытый космос. При этом за борт корабля на высоте 700 км над Землей выйдут только двое — Айзекман и Гиллис. Остальные члены экипажа останутся на своих местах, управляя шлангокабелями скафандра и отслеживая телеметрию на внутренних дисплеях. Кроме того, в первый раз четыре астронавта одновременно окажутся в космическом вакууме: на время проведения операции космический корабль Crew Dragon разгерметизируют.

Как ранее рассказал Айзекман, выход в открытый космос рассчитан примерно на два часа, но окончательное время будет зависеть от множества факторов. Предполагается, что каждый из двух туристов будет выходить по отдельности и проведет за бортом по 20 минут. Остальное время закладывается на разгерметизацию и повторную герметизацию кабины корабля, а также разные непредвиденные обстоятельства. Основная цель всего этого мероприятия, по словам предпринимателя, — испытать новые скафандры, в том числе выполняя операции одной рукой и без помощи рук, а также собрать данные о терморегулировании и других аспектах системы жизнеобеспечения.

Основные риски полета, по словам Айзекмана, связаны с разгерметизацией кабины корабля, космическим мусором и повышенной радиацией. «Мы будем избегать аномальных зон над Южной Атлантикой, уменьшать апогей после высоких орбит и у нас есть план действий на случай проблем с космической погодой», — сказал он. Противостоять же космическому мусору он предлагает путем проверки траекторий опасных объектов, нахождением на эллиптической орбите с низким перигеем и точным наведением орбиты корабля.

Всего космические туристы проведут на околоземной орбите пять дней. За это время они выполнят 40 научных экспериментов, посвященных влиянию космоса и радиации на здоровье человека. Помимо первого выхода туристов в открытый космос, они также планируют побить рекорд по высоте полета для околоземных пилотируемых экспедиций — экипаж доставят на орбиту с апогеем 1400 км.

Запуск Polaris Dawn многократно переносили, основной причиной становилась неготовность скафандров. Изначально отправить туристов в космос планировали в конце 2022 года, но из-за различных задержек дата сместилась сначала на апрель 2024-го, а затем — на лето текущего года. В начале июля в SpaceX сообщили, что старт корабля с экипажем намечен на 31 июля, но и от этой даты пришлось отказаться после недавней аварии ракеты-носителя Falcon 9, с помощью которой и должен был проводиться пуск.

Компания Илона Маска приостановила все орбитальные запуски на время проведения расследования и ожидает возобновить их в ближайшие дни после получения разрешения от властей. По словам некоторых наблюдателей, полет Polaris Dawn может состояться в конце сентября или начале октября.

SpaceX впервые представила скафандры EVA в мае. Они разработаны на основе костюмов, которые надевают астронавты во время пилотируемых полетов Crew Dragon, однако инженеры внесли в конструкцию некоторые изменения, чтобы их можно было применять за бортом космического корабля. В частности, были улучшены механизмы подвижных частей костюма и терморегуляция.